Отец Фёдор — настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке. У него есть свой ютуб-канал, он постоянный участник прямых эфиров телеканала «Спас». А недавно стал и ведущим передачи «Православная энциклопедия» на федеральном канале «ТВ Центр». Наш разговор – о проблемах общения с аудиторией, о соблазнах и угрозах медиасферы, о переменах в мышлении верующих людей.
Как распознать фальшивых знатоков
— Вы начинали служение в начале 90-х, когда не было православных телеканалов, Интернета. С тех пор многое изменилось. Плюсы очевидны: появились новые возможности для проповеди. А есть ли минусы?
— Главный минус в том, что при тиражировании любая вещь дешевеет. Вот и слова очень сильно подешевели. Сегодня человек, не знающий ни Священного Писания, ни святых отцов, ни истории Церкви, может купить хорошую аппаратуру, снимать и размещать в сети ролики, рассуждая о вещах, в которых не разбирается. У него вид знатока, уверенная интонация, хлёсткие фразы, и для неискушенных людей он может выглядеть убедительно.
— И как распознать таких в кавычках «специалистов»?
— Обычно их выступления строятся на резком осуждении. В Библии говорится: «Иной острослов разит как мечом, а язык мудрого врачует». Эти люди хотят покрасоваться, собрать аудиторию, заработать деньги, поэтому им требуется негатив, нужно кого-то обличать. А настоящий христианский проповедник стремится рассказать о Боге любящем. И даже говоря о каком-то негативном явлении, он не будет осуждать конкретного человека.
Другим критерием является чувство, которое возникает у вас после прослушивания или просмотра. Всё, что от Бога, несёт в себе мир и покой. Порой может нести и скорбь, но это не внутренний хаос, не уныние. А если от просмотра у вас в душе злость, осуждение или отчаяние, значит это вам лучше не смотреть.
В чём изменились прихожане
— На прямых эфирах вам задают много вопросов. Их характер со временем меняется? Или в принципе людей волнует одно и то же?
— Главная перемена произошла в самой информационной сфере. Никогда христиане не жили в подобной ситуации, с такой доступностью блудного греха. Семилетний ребёнок садится за компьютер и в три клика на него может вывалиться что угодно. Но даже если не брать грешный контент, — просто новостной поток обрушивается на человека, и многие не выдерживают. Надо самим ограничивать себя.
Другой момент: изменились люди, наши прихожане. В 1990-е годы почти все были неофитами, новоначальными. Сейчас существенную часть приходов составляют те, кто давно в Церкви.
— Это как-то затрудняет общение с аудиторией?
— В целом да, потому что отвечать надо на вопросы людей, разных по уровню вхождения в христианскую жизнь. И, отвечая «продвинутым», важно не ввести в соблазн новоначальных. Есть такие темы, которые не стоит обсуждать с теми, кто только входит в Церковь, они не поймут. Это так же, как нельзя проводить урок одновременно для второго класса школы и третьего курса института.
— О чём спрашивают «продвинутые» прихожане?
— О молитве, исповеди, покаянии. Например, нужна ли обязательная исповедь перед причастием для давно воцерковлённых людей? Ведь это таинство, порой оно способно перевернуть жизнь, возродить человека. Но это не может происходить каждую неделю. Между тем в древней Церкви евхаристия была часто, а исповедь — значительно реже. Так принято и сейчас у православных сербов и у греков.
Всегда ли нужен молитвослов
— А что спрашивают о молитве?
— Приходит ко мне человек, который 20 лет в Церкви, и говорит: «Я все эти годы читал утреннее правило, оно было для меня хорошо. Но сейчас я его знаю наизусть, ум и сердце молчат, и мне горько, потому что я хочу помолиться утром, чтобы встретить Бога, а у меня не получается. Что мне делать?» Если бы он был новичком, я бы ответил: сделай усилие и продолжай читать по молитвослову, его слова будут открываться тебе как великое сокровище. Но тут другой случай. Вспоминается мысль Феофана Затворника о том, что утреннее и вечернее правило — это учебник, по которому нужно научиться молиться, а дальше ты должен молиться сам.
— И какой же совет годится в этом случае?
— Это зависит от человека. Ты должен его знать, понимать его меру. Важно и другое: тот, кто советует, должен сам добиваться от себя настоящей молитвы. Я, например, иногда вместо утренних молитв медленно читаю Шестопсалмие. Мне это очень помогает. Иногда это может быть Иисусова молитва, иногда — Псалтирь. Обязательно каждый день Священное Писание. Молитва – это не раз навсегда заведённый ритуал, а творчество. Мы же говорим, что духовная жизнь — наука из наук, искусство из искусств.
— Порой зрители задают курьёзные вопросы, типа: «Можно ли в освящённой машине возить собачку?» Как вы реагируете?
— Все наши вопросы перед Богом в той или иной степени про эту собачку. И отвечать на них надо серьёзно и с любовью.