Православная газета

«Задумчивое и по-настоящему трепетное…»

В небольшом стихотворении вся земная жизнь Спасителя предстаёт перед нами как на ладони

«Задумчивое и по-настоящему трепетное…»
Рубрику ведет молодой поэт, студент Литературного института им. Горького Иван Сорокин. Фото из личного архива

Борис Пастернак родился в 1890 году. Его первым настоящим увлечением стала музыка. Позднее он увлёкся философией и всерьёз задумывался о карьере философа. В итоге всё победила и перевесила литература. По-другому, наверное, и быть не могло.

Талант Пастернака распространялся на самые разные формы: стихи, проза, переводы. Он выполнил признанные классическими переводы «Гамлета», «Короля Лира», «Фауста». А его роман «Доктор Живаго» был удостоен Нобелевской премии.

Именно стихотворение из романа сегодня и представлено в рубрике. Иисус Христос входит в Иерусалим. Его встречают с радостью. Но Пастернак мастерски и стремительно двигается вперёд во времени. И вот уже восторги толпы сменяются судом над мессией, а затем и воспоминаниями самого Иисуса. Бегство в Египет, искушение дьяволом, хождение по воде — стихотворение насыщено сюжетами из Библии. В последних строках возникает образ гаснущей свечи и воскрешения. Это центральное место в стихотворении.

Разумеется, речь идёт о возвращении к жизни Лазаря. Однако это чудо предвосхищает собой другое, самое главное из чудес — Воскресение Иисуса. А значит, суд и мучительная казнь на кресте — всё это лишь жертва во имя вечной жизни.

Не об этом ли и образ гаснущей свечи? Свеча «гаснет в испуге» от неожиданности, при виде невозможного прежде — воскрешения человека. Но гаснет она и перед лицом наступающей вечной жизни. Быстро сменяющиеся эпизоды из жизни Христа заставляют вспомнить о приёме монтажа и языке кинематографа. В небольшом по размеру произведении Пастернак добивается того, что весь земной этап жизни Творца предстаёт перед читателем как на ладони. Задумчивое и по-настоящему трепетное стихотворение!

Борис Пастернак. Фото: Владимир Савостьянов/ТАСС
Борис Пастернак. Фото: Владимир Савостьянов/ТАСС

***
Борис Пастернак

Дурные дни

Когда на последней неделе

Входил Он в Иерусалим,

Осанны навстречу гремели,

Бежали с ветвями за Ним.

А дни всё грозней и суровей,

Любовью не тронуть сердец,

Презрительно сдвинуты брови,

И вот послесловье, конец.

Свинцовою тяжестью всею

Легли на дворы небеса.

Искали улик фарисеи,

Юля перед Ним, как лиса.

И тёмными силами храма

Он отдан подонкам на суд,

И с пылкостью тою же самой,

Как славили прежде, клянут.

Толпа на соседнем участке

Заглядывала из ворот,

Толклись в ожиданье развязки

И тыкались взад и вперёд.

И полз шепоток по соседству,

И слухи со многих сторон.

И бегство в Египет, и детство

Уже вспоминались, как сон.

Припомнился скат величавый

В пустыне, и та крутизна,

С которой всемирной державой

Его соблазнял сатана.

И брачное пиршество в Кане,

И чуду дивящийся стол,

И море, которым в тумане

Он к лодке, как посуху, шёл.

И сборище бедных в лачуге,

И спуск со свечою в подвал,

Где вдруг она гасла в испуге,

Когда воскрешённый вставал…

Текст: Иван СОРОКИН «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most