Даже через полтора с лишним века после того, как русская Аляска стала частью США, она сохраняет и развивает свои православные корни. Об этом удивительном феномене на сайте Православие.ru размышлял на днях американский кинодокументалист и иподиакон Богоявленского храма в Колорадо-Спрингс (Православная Церковь в Америке) Саймон Сционка. Он снял фильм «Священная Аляска» о православии на этой земле.
Православную веру в Америку, напомнил Саймон, одними из первых принесли валаамские монахи. А здешняя земля стала священным местом благодаря молитвам преподобного Германа, его святости.
— В начале съёмок, — говорит режиссёр, — у нас были довольно размытые представления: мы хотели рассказать о ранних святых, о миссионерской деятельности преподобного Германа, святого Иннокентия и святого Иакова, который стал первым из местных жителей, рукоположенных в священный сан. Но затем, пообщавшись с православными людьми, живущими там сейчас, мы обнаружили, что на Аляске можно увидеть настоящее живое наследие.
То есть фильм у американцев получился не столько про историю, сколько про сегодняшний день. Особенно, по словам Саймона, это касается народа юпик. Они до сих пор крепко придерживаются православной веры благодаря влиянию тех святых, которые просвещали их. Они охотятся, ловят рыбу и живут по-настоящему православной жизнью.
— Аляска остаётся прекрасной частью того, что русские принесли в эти места, — говорит Саймон Сционка. — Церкви, купола, кресты здесь во многом похожи на то, что вы видите в русских храмах. Да и пейзажи очень похожи на некоторые регионы России. В фильме мы проводим такую параллель: преподобный Герман на Аляске жил на Еловом острове, куда он пришёл с острова Валаам. Между этими местами есть много общего: деревья, скалы, природа. Даже то, как люди ходят собирать ягоды, напоминает русскую культуру, особенно в деревнях.
Кинематографисты утверждают, что мистически ощутимо здесь и живое присутствие преподобного Германа.
— Мне довелось поклониться его мощам, я побывал на Еловом острове, где он вёл монашескую молитвенную жизнь, — сообщил Саймон. — Находясь там, ты действительно чувствуешь его присутствие, и это очень осязаемо и трогательно.
В фильме говорится, что после того как Россия продала Аляску США в 1867 году, можно было ожидать, что местные жители забудут всё, что связано с Россией. Но на самом деле они стали даже ещё более русскими. Ведь миссионеры не принуждали местных к православию, а изучали их культуру, языки, традиции, строили взаимоотношения. А затем нашли способы рассказать о христианстве и о Христе тем, кто никогда о них не слышал.
И местные жители действительно передавали знания из поколения в поколение, продолжают делать это сейчас.