Великий подвижник IV века Симеон Столпник выделялся среди всех святых. Никто до него не избирал такого рода послушание: десятилетиями стоять на крошечном пятачке верхушки столпа — молиться, пророчествовать, творить чудеса.
Вот и фильм о нём, как таинственный столп, стоит особняком в творчестве Луиса Бунюэля, который, создав эту картину в весьма зрелом, 65-летнем возрасте, не снимал ничего подобного ни до, ни после. Более того, это произведение противоречило, казалось бы, его религиозным убеждениям. Точнее сказать — антирелигиозным. Ведь Бунюэль сам называл себя коммунистом и атеистом. Причём атеизм его был воинствующим. Он резко критиковал веру и Церковь. Такие высказывания звучали и в его жизни, и в творчестве. За некоторые фильмы режиссёра не без оснований упрекали в кощунстве и оскорблении чувств верующих.
И вот в 1965 году он снимает фильм «Симеон-пустынник». Строгий, красивый, увлекательный. В нём нет никаких насмешек, никакого ёрничанья. Всё очень уважительно к святости. Мы видим Симеона в молитвах, в проповедях, в борьбе с искушениями. К нему приходят люди с просьбами об исцелении. И он чудесным образом исцеляет. Приходит мать, смиряется с аскезой сына и остаётся жить возле столпа. Всё время его атакует сатана. В разных обличьях — и соблазнительных, и страшных. Симеон всякий раз распознаёт врага и оказывается сильнее.
В конце концов искуситель переносит Симеона через много веков в современную жизнь. То есть в то время, когда жил сам Бунюэль, в середину XX века. Они оказываются в ночном клубе, где люди под оглушительную музыку трясутся в модных тогда танцах. Судя по всему, Симеону демонстрируется массовое грехопадение, торжество сатанизма. И это новая напрасная попытка поколебать его веру. Симеон намеревается уйти от всех этих безобразий. Однако спутник сообщает, что идти некуда и надо терпеть до конца.
Этим и заканчивается фильм. Но финал получается открытым, как и вопрос: до какого конца придётся терпеть? Бунюэль не знал, что будет с миром дальше. Мы знаем и видим. То, что в 60-е годы прошлого века казалось крайней степенью разврата и бесовщины, теперь выглядит почти пристойно на фоне нынешних гей-парадов и трансгендерных норм. Дно оказалось пробито. А снизу ещё стучат. Надежда на спасение только в стойкости таких, как Симеон Столпник. Как в фильме Бунюэля.
Но почему же всё-таки он снял такой фильм? Это остаётся загадкой. Неожиданное озарение по высшему промыслу? Или что-то ещё? Приблизиться к пониманию можно, посмотрев картину. Протоиерей Андрей Ткачёв считает, что это будет полезно каждому, а показывать её стоит даже в семинариях.
Фильм «Симеон пустынник» можно посмотреть «ВКонтакте»: vk.com/video-45909225_456239594