Во время недавнего Петербургского международного экономического форума Предстоятель нашей Церкви на страницах специального журнала форума поделился своими мыслями по проблемам экономики и веры, богатства и справедливости.
Секрет игольного ушка
Святейшего попросили растолковать смысл евангельских слов о том, что «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в Царствие Небесное». Неужели любое богатство — неизбежный путь к гибели души?
— Хотел бы обратить внимание, — сказал Патриарх, — вот на какие слова апостола Павла: «…корень всех зол есть сребролюбие». Заметьте: не серебро, не деньги как таковые, а именно недолжное отношение к деньгам — сребролюбие. Богатый человек действительно сталкивается с большими искушениями… Бывает так, что, гоняясь за богатством, люди предают друзей и разрушают семьи. Но это не делает злом само богатство. Сильные, красивые или умные люди могут обращать свои дары ко злу, но это не делает силу, красоту или ум злом. Так же и богатство, хотя оно требует осторожности, благоразумия и рассудительности.
Патриарх пояснил, что христианское отношение к богатству заключается в том, что оно, как дар Божий, должно быть использовано для добрых дел. Богатство, по словам Святейшего, может как погубить душу, так и послужить к спасению человека, если он употребит его правильно.
Православие процветанию не помеха
Часто можно услышать: экономика, построенная протестантами, дала миру век благополучия, а вот православным достичь успеха в бизнесе тяжелее. При этом как аргумент приводят труды Макса Вебера. Что думает об этом Патриарх Кирилл?
— Большинство людей, которые ссылаются на работу немецкого учёного Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», её просто не читали, — сказал Святейший. — Тезис «протестантизм содействует процветанию, а православие — нет» начинает рассыпаться, как только мы попробуем соотнести его с данными… Если посмотрим на статистику, самые богатые религиозные группы внутри США — это индуисты и иудеи, и только ближе к середине списка — лютеране, немного ниже православных. То есть сама связь между протестантизмом и процветанием не просматривается.
Патриарх заявил, что в России есть своя богатая предпринимательская культура, построенная на христианских принципах. Привёл в пример купцов, которые успешно действовали, руководствуясь православной этикой.
Монашеские подвиги
Особенно важная роль в становлении нашей модели экономики, по мнению Предстоятеля, принадлежит монашеским обителям:
— Скажу, быть может, несколько неожиданную вещь: русская трудовая этика не в последнюю очередь связана с деятельностью монастырей. Так сложилось исторически. Вспомним, что во многом благодаря монашеству были освоены суровые земли Русского Севера. Основанные иноками общины трудились над преображением окружающего пространства. Именно активная «монастырская колонизация» послужила отправной точкой для развития многих регионов нашей страны, создания поселений, городов. Сегодня люди часто говорят о том, что им «некогда молиться», что дел слишком много. Но великие труды монахов были совершены именно с молитвой.