Эта икона названа в честь победы русских войск вблизи польского города Августов в сентябре 1914 года. Накануне сражения, 14 сентября, наши воины увидели в небе Богородицу. Её правая рука была обращена на запад — туда, где вскоре завязался бой. В том бою все свидетели чуда остались невредимы. Радостная новость разнеслась по России. Газеты печатали рисунки, военное ведомство выпустило листовки. С этого и началась история иконы.
О чём рассказали гвардейцы
Первой сообщила сенсацию газета «Биржевые ведомости»: «В 11 часов вечера воины расположились на бивуак. Вдруг к поручику Р. прибежал рядовой с обалделым лицом: «Ваше высокоблагородие, идите!» Поручик пошёл и видит в небе Божию Матерь с младенцем Христом на руках. Одной рукой она указывает на запад. Все солдаты встали на колени и молились. Потом видение изменилось в большой крест и исчезло».
Святейший Синод стал опрашивать свидетелей. Сохранились их имена: гвардейцы кирасирского полка Иван Лакеев, Григорий Скрипель, Димитрий Серёгин, Иван Тех, Василий Варнашёв. Все говорили одно и то же, приводили подробности: от кончиков пальцев Богородицы исходил свет «как бы фосфорический», видение длилось несколько минут, затем стало исчезать, а на его месте возник крест, потом облака разошлись и открылось звёздное небо.
«Мы отступали, в обозе было много раненых, — рассказывал поручик Зернец. — Вдобавок наша разведка доложила, что видела на дороге германскую технику с пулемётами. Солдаты ощущали тревогу. Но после явления Божией Матери все успокоились, ободрились и даже легли спать в надежде, что теперь с ними ничего дурного не случится, что и оправдалось».
«Побольше бы таких видений!»
Церковное расследование затянулось. Лишь в ноябре 1916-го иерархи приняли решение о почитании иконы. К тому времени перед этим образом уже молились тысячи людей, но келейно — не в храмах, а в домах. Что же смущало церковное начальство?
Синод так тщательно всё проверял в том числе и потому, что опасался насмешек либерально настроенной интеллигенции. В то время многие образованные люди увлекались мистикой, крутили столы, вызывали духов, а верить в православные чудеса наотрез отказывались, считая их выдумкой, пережитком. Знаменитый физиолог академик Владимир Бехтерев, узнав о явлении Богоматери, заявил о типичной массовой галлюцинации. Дескать, русские воины сильно разволновались, им грозила смертельная опасность, а потому не удивительно, что они приняли иллюзию за реальность.
На эти рассуждения отозвались «Биржевые ведомости»: «Пусть люди науки говорят, что здесь видение. Но да будет у нашего войска побольше таких видений! В них — ободрение и животворящая сила. И пусть наше воинство земное почаще зрит воинство небесное».
Два стиля на одной иконе
Редкий случай в церковной истории: у «Августовской» не было первоисточника. Её не обретали, её не создавал гениальный мастер. Сначала появились десятки иллюстраций события. Затем в Духовный цензурный комитет пошёл поток писем-прошений от прихожан и священников. И эта народная волна побудила благословить почитание образа.
В конце 1916 года началось активное тиражирование. Типографии и художественные мастерские выпустили сотни тысяч таких икон. Их раздавали в храмах и лазаретах, образ был в каждом блиндаже, в каждом солдатском ранце. Людей привлекала особая безыскусность изображения. Икона выглядела одновременно знакомой и вполне современной.
— Здесь сочетаются два стиля: надмирный и реалистичный, — объясняет художник Борис Криницын, работавший над реставрацией «Августовской Победы» из Свято-Троицкого собора в Саратове. — Очевидно соединение высокой иконографической формы и народного, наивного искусства. Именно наивную, детскую простоту веры мы видим у солдат, упавших на колени перед явившейся им Богородицей.
«За Святую Русь воительница!»
К концу 1980-х годов в России осталось лишь несколько таких икон. Все остальные были уничтожены. Этот образ особенно преследовали, потому что он напоминал о Первой мировой войне, которую большевики завершили унизительным Брестским миром.
Сегодня «Августовская Победа» есть во многих храмах. Два года назад Патриарх Кирилл передал этот образ в Князь-Владимирский собор — главный храм Росгвардии, расположенный в Балашихе. Редкая дореволюционная икона сейчас находится в храме Христа Спасителя, слева от южного входа. А в московском храме Живоначальной Троицы в Старых Черёмушках перед «Августовской» в её праздник, 14 сентября, совершается всеобщий молебен. Прихожане и паломники в этот день читают молитвы и акафист, где есть слова:
Радуйся, вражью гордыню сокрушающая,
Радуйся, побеждённых милующая,
Радуйся, в дни браней
За Святую Русь воительница!