Он считает, что за всю жизнь сделал всего одну стоящую работу. Она называется «Грешник» и привлекла внимание многих зрителей на прошлогоднем фестивале церковного искусства «Видеть и слышать».
Сюжет её необычен: человек распиливает себя двуручной пилой. Но если посмотреть на эту работу сбоку, то увидишь… крест. Тут ответ на два главных русских вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» Человек — источник всех своих несчастий, а путь к исправлению — крест, который нужно взять и следовать за Иисусом.
Творчество ваятеля Александр Смирнов называет «тяжёлой артиллерией искусства». Это неимоверный труд — формовать, делать восковку, потом отливать в бронзе или бить топором, а потом доводить стамеской. Поэтому, говорит он, скульптура не имеет права «стрелять по воробьям». Она должна отвечать на вопросы о смысле жизни, никак не меньше. А в религии, в вере — все вопросы такие.
В юности Смирнов не собирался посвящать себя творчеству. Окончил МГУ, был успешным юристом. Но в 1980-м, тридцати лет от роду, поступил в народную скульптурную студию, которой руководил преподаватель Строгановки Олег Яновский, и вскоре окончательно завязал с юриспруденцией.
— В эти же годы я начал потихоньку прибиваться к храму, — говорит Александр Алексеевич. — Познакомился с батюшкой, опытным духовником. Отец Вячеслав посмотрел мои работы и благословил заниматься ваянием.
Что это? Промысл Божий. И так бывало не раз. В 2003-м Смирнов поехал на Валаам, в Спасо-Преображенский монастырь. Взял с собой бронзовый крест — хорошо выполненную копию деревянного креста XVI века. Впечатлённый увиденным в обители, он подарил его одному из монахов, от чистого сердца.
А через год Смирнову позвонил наместник этого монастыря архимандрит Панкратий и попросил сделать рельеф в память преподобного Александра Свирского. Ныне эта работа установлена в скиту, у пещеры, в которой молился святой.
В последнее время скульптор работает над двумя сюжетами. Оба уже воплощены в материале, пока в небольшом размере. Первый посвящён новомученикам и исповедникам Русской Церкви. Работая, Смирнов вспоминал своего деда, священника, умершего в сибирской ссылке. Вторая скульптура связана с евангельской историей кровоточивой женщины, которая коснулась одежды Спасителя и была исцелена. Есть предание, что в память об этом чуде она заказала изваяние — коленопреклонённая женщина протягивает руку ко Христу — и установила его у своего дома. Описание той первой в мире христианской скульптуры Смирнов нашёл у византийского историка Созомена. И попытался её воссоздать.