Православная газета

Кто стал лауреатом Патриаршей литературной премии

Награду получили два поэта и детский писатель

Кто стал лауреатом Патриаршей литературной премии

Недавно в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя прошла церемония избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых Кирилла и Мефодия. Два поэта и один писатель удостоились этой награды. Познакомимся с ними поближе.

«Тайна, которая притягивает людей»

Виктор Кирюшин. фото: Svklimkin/screativecommons.org/CC BY-SA 4.0
Виктор Кирюшин. фото: Svklimkin/screativecommons.org/CC BY-SA 4.0

«Как рождаются стихи, я не знаю. Это тайна, которая притягивает людей», — говорил на встрече с читателями Виктор Кирюшин.

Он родился в 1953 году в Брянске. В детстве отправил свои стихи во всесоюзный журнал «Пионер» и вскоре увидел их напечатанными. Учился в МГУ, работал в комсомоле, а с конца 1980-х — главным редактором издательства «Молодая гвардия».

«Журналист, редактор, издатель, глава Совета по поэзии Союза писателей России, Виктор Кирюшин прежде всего — поэт, классик русской поэзии», — пишет о нём его друг поэт Юрий Щербаков.

Темы стихотворений самые разные: тут и раздумья о жизни и о времени, и обаяние среднерусской природы, которую автор ставит выше всех красот мира, и трагические события — конфликты, войны. В 2014 году он написал пронзительные стихи о Донбассе с такой концовкой:

Молча шагаем леском предрассветным.

Где, за каким затаился кустом

Брат мой и враг мой с таким же заветным,

Мамой надетым, нательным крестом?

О своей вере поэт пишет сдержанно, без нарочитости. Лишь по тонким лирическим намёкам мы понимаем, насколько важно для него всё, что связано с православной традицией:

Колокола звонят

Во сне и наяву:

Они меня хранят,

Они меня зовут.

Канат легко рубить,

Но что вам завещать?

Живых уметь любить,

Живых уметь прощать.

«Что в детстве получит человек, тем он и станет как личность»

Владислав Бахревский. Фото: Svklimkin/screativecommons.org/CC BY-SA 4.0
Владислав Бахревский. Фото: Svklimkin/screativecommons.org/CC BY-SA 4.0

Владислава Бахревского называют патриархом прозы для детей. Первые его книги вышли в 1960-х — «Мальчик с Весёлого», «Гай, улица Пионерская», «Светка». Тогда же молодой автор обнаружил склонность к историческому жанру. Первой и удачной пробой стала повесть «Хождение навстречь Солнцу» о землепроходце Семёне Дежнёве. Книга не раз переиздавалась, по ней был создан диафильм, отрывки из неё читали в школах:

«Хорошо ты, казак, послужил государю и всей русской земле, — говорил Дежнёву царский боярин. — Открыл новую реку Анадырь, добыл для государевой казны триста сороков соболей да триста пудов рыбьего зуба. Молодец, казак».

И никто не знал тогда: ни боярин, ни царь, ни Семён Дежнёв, что было главным в его жизни. Что он сделал великого для всех людей Земли. А главным было — не соболя, не рыбий зуб. Главное было в том, что своим походом Семён Дежнёв совершил великое открытие. Его морской поход доказал, что Азия и Америка разделены между собою морским проливом. И первым из европейцев этим проливом прошёл казак Семён Дежнёв».

Такая проза легко запоминается, в ней есть и яркие детали, и чётко расставленные акценты. «Детская литература — передовой край борьбы, — говорит Бахревский. — Что в детстве получит человек, тем он и станет как личность».

Позже он писал исторические романы для взрослых. А всего Бахревский создал более 100 книг, их общий тираж превышает 10 миллионов экземпляров.

«Русские сдаваться не умеют…»

Владислав Артёмов. Фото: из личного архива
Владислав Артёмов. Фото: из личного архива

Владислав Артёмов многие годы редактирует литературный журнал «Москва». Автор нескольких сборников стихов, а с недавних пор пишет и прозу. В его поэзии тонко варьируются вечные темы: любовь к женщине, полнота жизни, отношения человека с вечностью.

«Слово — штука чрезвычайно серьёзная, — говорит он. — Недаром сказано, что всякий человек ответит за каждое своё слово…»

Особенно актуальны стали его строки, написанные в 2011 году:

На закат, который еле тлеет,

Облака, как лебеди, летят.

Русские сдаваться не умеют.

Почему? А просто не хотят.

«Стихи неизмеримо выше прозы, — убеждён поэт. — Это же песня, а песня всем нужна».

Сродни песням его «Баллада о пыльной дороге», «Баллада о вихре», «Баллада о капитане», «Баллада о мечте». Образы и мысли поэта легки для восприятия, но это мудрая лёгкость:

Одолели мысли о мирском,

Скользкие, противные, как слизни.

Выйду на крылечко босиком,

Чтобы разобраться в смысле жизни.

Мне с крылечка видно далеко, —

Радуга над речкою повисла…

И светло на сердце, и легко,

И не надо никакого смысла.

Текст: Михаил УСТЮГОВ «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most