Около года назад я побывала в приграничной Судже, чтобы на месте узнать, как помогает курским пограничникам приход Свято-Троицкого храма города Суджи во главе с настоятелем протоиереем Евгением Шестопаловым. А теперь мы встречаемся с отцом Евгением уже после вторжения врага в Курскую область и захвата его родного города. В те страшные дни Суджа стала почти таким же символом самоотверженности и мужества, как Брест в годы Великой Отечественной. Наши пограничники, те самые, которым с 2022 года помогал отец Евгений со своей семьёй и приходом, отчаянно бились с вражескими частями. А обычные люди под обстрелами спасали своих близких и соседей.
От обстрелов укрывались в храме
О жутких событиях первых дней нападения на нашу землю стало известно из видеообращений отца Евгения, одно из них опубликовал телеграм-канал с миллионной аудиторией в России и других странах. Настоятель записывал их в своём храме, где нашли убежище его прихожане и жители окрестных домов, как всегда было на православной Руси при нашествии врага.
Вокруг всё взрывалось — частные дома и многоэтажки, больница, другие мирные строения. Но храм был прочным. Ещё в свой прошлогодний приезд в Суджу я увидела этот необычно глубокий подземный этаж.
— Строители словно зеркально спроектировали вглубь, под землю, церковное пространство, — сказал тогда отец Евгений.
Для чего они это сделали много десятилетий назад? Каким бы ни был замысел, теперь очевиден высший промысел, позволивший женщинам, старикам и детям укрыться в мощных стенах храма.
В эти трагичные дни было место и чуду
— Спасибо всем, кто молился о нас. Потому что были случаи, когда мы только чудом оставались живы, — сказал отец Евгений, когда он уже не смог вернуться в Суджу для очередной эвакуации людей.
Так, во время очередного эвакуационного рейса они выезжали уже под дулами нацеленных на них автоматов. Известно, что нацисты в упор расстреливали гражданские машины, пытавшиеся покинуть город. Но машина священника миновала их невредимой.
— И это только те случаи, о которых мы знаем. А ведь что-то осталось нам неведомым, — говорил отец Евгений.
Священник рассказал об одном жителе соседнего села, которому пришлось вброд перейти речку, преодолеть болото, поля, чтобы выйти к нашим.
— И сколько таких. Сколько людей, которые пережили ужасы этой войны. Потому что армия должна воевать с армией. А не так, как эти… Не знаю даже, как их назвать… Которые просто стреляют по мирным жителям. Мы это знаем. Мы видели, что творится на дорогах, где расстрелянные наши… Видели глаза людей, которые выжили. Вот такая эта война.
Нужны колёса на «буханку»
Отец Евгений, лишившийся дома, имущества, родного храма, продолжает помогать своим прихожанам, в первую очередь самым беспомощным — лежачим бабушкам и дедушкам. Недавно он отвёз в пункт временного размещения целый багажник памперсов. А ещё регулярно ездит в полевой госпиталь поддерживать раненых бойцов.
Мы уже дважды доставляли батюшке гуманитарную помощь из Москвы. Первый внушительный груз был адресован его прихожанам, которых он вывозил из Суджи под обстрелами. Продукты, детское питание, спальные принадлежности, предметы гигиены удалось собрать буквально за два-три дня в столичных храмах — Святого Александра Невского в Лианозове и Владимирской иконы Божией Матери в Куркине. А второй груз, с медикаментами для раненых бойцов, помогла собрать группа «Москва помощь фронту», созданная участником СВО Русланом Авлеевым. Мы передали ему список медикаментов, о которых попросил отец Евгений, а уже через неделю получили всё необходимое и немедленно поехали в Курск.
— Полевому госпиталю очень нужна резина высокой проходимости на «буханку», на которой эвакуируют раненых. — Такую просьбу батюшка передал нам недавно.
Наша армия — с Богом
Пронзительные слова отец Евгений Шестопалов сказал о наших воинах, многие из которых отдали жизни, защищая границу и русских людей в те страшные дни:
— Всем им — помощи Божией. Тогда на трассе многие солдаты брали у меня благословение. Хотя я сидел в машине грязный, мокрый, даже не в облачении (батюшка двое суток без отдыха вывозил из города жителей. — Ред.). Они подходили, смотрели на меня и спрашивали: «Святой отец?» — «Да не святой я — грешный». — «Благословите, батюшка». Вот это наша армия. Она — с Богом. А если Бог с нами, то кто против нас?
Желающие помочь отцу Евгению Шестопалову, могут обратиться в редакцию «КМ». Мы поможем связаться.
Контакты: vk.com/krestovskymost, vk.com/tatiana.krestovskymost. Тел. (499) 647-6831