Православная газета

Две жизни Александра Соколовского

В первой он был наркоманом, а во второй — построил в городе Шуе православный реабилитационный центр для зависимых

Две жизни Александра Соколовского
Руководитель реабилитационного центра «Шуя» Александр Соколовский

Перед остановкой на шуйском вокзале наш поезд медленно проплыл мимо огромной вывески на старинном здании — «Шуйская водка». «Хорошее начало для репортажа из реабилитационного центра для алкоголиков и наркоманов», — подумал я.

Здесь будет храм Иоанна Кронштадтского

Встретил меня консультант центра Валентин. Мы сели в «копейку», которая, несмотря на почтенный возраст, сразу же завелась. Валентин сообщил, что руководитель центра Александр Соколовский срочно уехал в больницу с одним из реабилитантов (у парня проблемы с психикой), и когда вернётся — не известно.

По дороге подхватили Наталью Александровну, психолога центра. За 15 минут пути она рассказала мне обо всех достопримечательностях Шуи, включая легенду о том, что где-то тут, на берегах речки Тезы, хаживал с войском Степан Разин.

Трёхэтажное здание центр а стоит на берегу Тезы, в посёлке Красноармейское. Оно похоже на муравейник. Вокруг — строительные леса. Посреди двора циркулярная пила, вокруг неё мужчины разного возраста. Пилят доски, брусья, заносят в дом.

Валентин объяснил: на крыше неправильно была сделана изоляция, сейчас исправляют огрехи. Торопятся, потому что скоро холода.

Вплотную к дому примыкал фундамент, по площади примерно равный построенному дому. Соколовский объяснил, что это будет домовая церковь.

— Шуйский владыка Иоанн благословил строительство храма в честь Иоанна Кронштадтского, — сказал он. — Со второго этажа братья прямо в тапочках будут спускаться в церковь.

Жизнь первая, страшная

Вообще-то всё, что сегодня происходит в центре «Шуя», — правила общежития, принципы реабилитации, даже наличие домового храма — Соколовский описал в дипломной работе на последнем курсе Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Правда, он тогда не знал, что пишет не просто диплом, а руководство по собственной жизни на ближайшие годы. Потому что никакой реабилитацией заниматься не хотел, а, наоборот, хотел напрочь забыть всё, что было до 2012 года.

В шестнадцать он попробовал наркотики. В семнадцать вовсю кололся героином. К 27 годам он знал, что уже никогда не бросит наркотики. Но жить хотел. Кто-то сказал ему, что в Питере наркоманам делают операцию: сверлят череп и удаляют мозжечок. Он был готов. Но мама, пытаясь спасти сына, определила его на реабилитацию. Он пробыл там месяц, обманул всех, вернулся домой в Волгоград и снова начал употреблять. Потом была реабилитация в Раменском под Москвой. Центр был не православный, но рядом стоял храм. Ему захотелось зайти, но будто кто-то держал его железными клещами. Однажды он разжал эти клещи и зашёл. Потом, преодолевая себя, стал ходить каждое воскресенье. И почувствовал, что душа успокаивается.

— Так умер я прежний, — признался он. — Три года жил в приходе, помогал батюшке, молился, ел овсяное печенье, тренировался и колесил по Раменскому на велосипеде.

Как для центра построили дом

Он поступил в Свято-Тихоновский университет. К студентам регулярно приезжали люди из Патриархии, в том числе сотрудники координационного центра по противодействию наркомании. Его пригласили на работу — отвечать на звонки по телефону доверия.

В Шую в гости его позвал друг и сокурсник, обосновавшийся здесь раньше. Познакомил с отцом Иринархом, исполняющим обязанности игумена Воскресенско-Феодоровского монастыря. В обитель приезжали трудники, а также страждущие — наркоманы и алкоголики. Отцу Иринарху нужен был помощник, и Соколовский стал алтарником.

Скоро стало понятно, что людям зависимым нужен отдельный дом.

— Я не знал, с чего начать, — вспоминал Александр. — Просто взял лопату, вышел из монастыря и побрёл по дороге. Вот на этом самом месте, где сейчас стоит наш дом, остановился. В голове сами собой всплыли строки из Евангелия: если кто-то поспособствует тому, чтобы один грешник отвернулся от дел своих, тому покроется множество грехов. И здесь меня осенило: одна спасённая душа ценнее всего материального мира. Всё материальное когда-нибудь превратится в прах, а душа будет жить вечно.

Он начал копать котлован. Через несколько дней приехал на реабилитацию Володя, военный в запасе. Всю жизнь он занимался разметкой фундаментов. Володя сделал разметку.

— А потом приехал Игорь, бетонщик и сварщик арматуры, он сейчас воюет на СВО, — рассказал Соколовский. — Мы собрали арматуру и залили котлован бетоном. И дальше приезжали на реабилитацию те, чьи рабочие навыки были нам нужны: каменщики, кровельщики, электрики. Местный предприниматель подарил пенобетонные блоки. Был один профессиональный прораб — Петя. Умер от коронавируса, Царствие небесное. После работы я проводил с братией собрания самопомощи, как и положено по науке о реабилитации.

Так, три года назад они построили этот дом и стали жить. 24 человека братии и семья Соколовских. Кстати, жену Александр нашёл в соседнем селе. Она приехала к родителям из Палеха, где училась в художественном училище, а он в местном храме брал уроки церковного пения. В храме они и встретились.

Начальник козьего хозяйства

Нельзя сказать, что козы для реабилитационного центра — источник существования. Но и забавой их не назовёшь, всё-таки из их молока 5-6 кило сыра в неделю удаётся варить. Правда, если поделить на всех, то выйдет всего по 200 граммов на человека.

Тут в другом дело. Коз пасти нужно, доить, сено на зиму заготавливать. Забота о живности дисциплинирует братию, вносит в жизнь каждого порядок и чувство ответственности. А это для реабилитантов — лучшее лекарство.

Руководит козьим хозяйством Лёша. Ему 20 лет, он из города Иваново, рано потерял родителей, попал в детдом. Когда ему исполнилось 12 лет, его усыновили. С учёбой в колледже не заладилось, связался с дурной компанией, начал пить. Однажды его приёмная мать пришла к иеромонаху Иринарху, своему духовному отцу, за советом что делать? Тот поговорил с Соколовским, и Алексей попал в центр. А в придачу к сыну мама подарила центру зааненскую (это порода такая) козу и сказала, что Лёша когда-то помогал ей ухаживать за козами, так что справится.

Алексей трезв уже больше двух лет. Учится на онлайн-курсах на консультанта по химической зависимости. Курсы ведёт питерский священник Максим Плетнёв.

Прямо за баней братия строит Алексею дом.

— А ну как захочешь уехать отсюда, что с домом делать? — спросил я его.

— Дом модульный, разобрал и перевёз куда надо, — деловито сообщил он. — Но я пока никуда уезжать не собираюсь. Тем более что коз уже десять, и они хороший приплод в этом году принесли.

После исповеди Иван стал другим

Иван на почве наркомании стал, по сути, бандитом. В своём Петрозаводске он согласился на непыльную, как ему казалось, работу: выбивал долги у наркоманов. Он считал себя «белой костью»: не закладчик какой-нибудь, а коллектор, прости Господи!

— Я потерял 15 лет, потому что жил в перевёрнутом мире, — рассказал он. — Родители шесть раз отправляли меня на реабилитацию. В некоторых центрах тоже говорили о Боге. Но там не было храма, исповеди, литургии…

Жизнь стала невыносимой. Двух парней из его окружения убили, ещё двое умерли от передоза. Он прибежал к родителям: «Спасите меня, я не могу так больше!» Мама позвонила по первому же телефону, который попался ей в Интернете…

С той поры прошло полгода. Иван пишет дневники чувств, беседует с психологом. И тоже учится на онлайн-курсах, чтобы стать консультантом по химической зависимости.

Но больше всего ему нравится процесс воцерковления: литургия, утреннее и вечернее правила, братское чтение канона. После первой исповеди ему показалось, что он переменился кардинально. Он как будто пытается с утроенной энергией наверстать потерянные годы жизни.

Университеты Фёдора Соколовского

Пока я беседовал с братией, разрядился мобильник. Мой провожатый Валентин куда-то подевался. Я зашёл в комнатку, куда меня определил Валя, и стал искать розетку. Комната была так мала, что помещались в ней только стол и двухъярусная кровать. Из соседней двери вышел мальчишка-дошкольник.

— Ты что ищешь? — участливо спросил он.

Я объяснил. Мальчик молча скрылся за дверью, через минуту вошла женщина, сказала тихо: «Здравствуйте, я Матрона», она вытащила откуда-то из-под стола удлинитель, воткнула в него мою зарядку и так же стремительно вышла.

Тут снова появился мой спаситель.

— Меня Федя зовут, мне четыре года, а ещё у меня там две младшие сестры, Ксюша и Серафима, — кивнул он на дверь. — А тебя как зовут?

— Дядя Миша.

— Дети у тебя есть? — перешёл он к главному.

— Дети большие, внуки есть, одному столько же примерно лет, как тебе, — ответил я и нашёл в телефоне видео, на котором внук неудачно прыгает в бассейн и бьётся ногой о бортик.

— Ты ему скажи, что так прыгать нельзя, можно разбиться, — настоятельно посоветовал Фёдор.

Я пообещал.

— Тут у меня одежда для улицы, а вот эта для храма, — показал он на полку на стене, продемонстрировав высшую степень доверия. — Ну ладно, я пошёл.

Когда вечером приехал Соколовский-старший, я рассказал ему об этом разговоре.

— Федя здорово помогает ребятам по хозяйству, пилит доски, гвозди забивает, знает, какой инструмент для чего нужен, — сообщил Александр. — И мне это нравится. Я потому окончательно из города уехал, что здесь проще с детьми заниматься.

Больше консультантов!

Зависимые люди в эмоциональном плане нестойкие. Часто просятся домой. Решают, например, через пару месяцев, что вылечились, — и точка. Соколовский каждого отговаривает лично. Иногда подключает родственников по видео связи, и они вместе стараются уберечь реабилитанта от пагубного поступка. Потому что итог известен заранее — срыв.

Валентин пять лет назад никого не послушал, уехал. Через пару лет позволил себе бокал вина на праздничной трапезе — и запустил в организме механизм саморазрушения. Позвонил Александру, снова приехал в Шую и прошёл программу реабилитации до конца. Выучился на онлайн-курсах на консультанта, теперь со знанием дела сам отговаривает братьев от скоропалительных решений.

— Мне показалось, что у вас в центре слишком много консультантов, я насчитал человек пять, — сказал я Соколовскому. — И ещё пять или шесть на консультантов учатся.

— Это верно, их много, а должно быть очень много, — объяснил Александр. — Мне всё равно, в каких центрах они будут работать, в православных или в светских. Они — готовые миссионеры. Для них истинный Бог — Христос, и они понимают, что только Он способен помочь выжить и обрести себя. А ещё важно, что они будут утверждать это не с помощью умных цитат из Библии, а примером своей жизни. Покаянием, молитвой и смирением.

Тел. реабилитационного центра «Шуя» при Архангельском подворье Воскресенско-Феодоровского монастыря 8-985-470-8184. Страница в Интернете: vk.com/rehab_shya

Текст: Михаил ПЕТРОВ «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most