Отвечает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов:
— Целибат в Русской Церкви появился в 1860 году, и первым таким священником стал выдающийся историк, профессор Московской духовной академии Александр Горский. Рукоположил его святитель Филарет — Дроздов, митрополит Московский и Коломенский. Почему в этом возникла надобность? Без духовного сана Горский не мог стать во главе Духовной академии. А митрополит Филарет очень ценил учёного и хотел видеть его ректором. В то же время Горский не считал себя готовым к монашеству, хотя вёл благочестивый образ жизни и никогда не был женат. И тогда святитель Филарет обратился к опыту раннего христианства: он изучил этот вопрос и написал трактат о примерах целибатных рукоположений в Древней Церкви. Таким образом, рукоположение Горского было не изобретением чего-то нового, а возрождением традиции. Но особого распространения эта практика в России до революции не имела. А вот в советское время ситуация изменилась, и в 1940-е годы стали рукополагать верующих, от которых, например, ушли жёны из-за боязни репрессий. Священники не становились монахами, но давали обет безбрачия. Немало целибатных клириков появилось и в начале 1990-х годов, когда в Церковь пришли люди, желающие послужить, но имеющие препятствия от властей. Сегодня особых причин для целибатных рукоположений нет. В 2010 году был вынесен на обсуждение проект документа «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве». В нём прямо сказано, что практика целибата должна рассматриваться как исключительная. Это редкие, сугубо индивидуальные случаи. Кандидат на такую хиротонию должен иметь полное семинарское или академическое образование, ему должно быть не менее 30 лет, и решение о его рукоположении возможно лишь после тщательного изучения кандидатуры епархиальным советом. Список таких клириков должен включаться в ежегодные епархиальные отчёты, которые направляются Патриарху, с кратким изложением причин рукоположения в безбрачном состоянии.