Отвечает настоятель храма св. Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов:
— Язык Евангелия содержит много символов, значение которых со временем менялось. Змея во многих религиях мира считалась воплощением божества. Культ змей известен у народов доколумбовой Америки. У ацтеков змей становится символом силы, мудрости, земли и времени. В Ветхом Завете есть сюжет о «медном змии». Вышедших из египетского плена израильтян стали жалить ядовитые змеи. Спастись можно было единственным способом: смотреть на медного змея, которого по воле Бога изготовил пророк Моисей. Этот спасительный медный змей Ветхого Завета — прообраз Христа. В Евангелии от Иоанна в развитие этого образа сказано, что Господь распял с Собою на кресте наши грехи, и мы, взирая на Него с верой, исцеляемся от своих грехов и спасаемся для вечной жизни. (3:14-15).
Библейское древо познания добра и зла с притаившимся возле него змеем также восходит к очень древним традициям, но в данном случае змей выступает, как носитель зла, провоцирующий человека на непослушание Богу.
Таким образом, змея в Священном Писании имеет двойственную символику. С одной стороны, её образ связан с исцелением, спасением, а с другой — с коварством и злом. Эта двойственность сохраняется и в обыденном сознании. Сравнение человека со змеёй звучит обидно, но образ змеи над чашей и сегодня используется как медицинский символ, поскольку змеиный яд употребляется в качестве лекарства.
Однако во времена Иисуса Христа змея продолжала оставаться символом мудрости. Именно в таком значении этот образ и употреблён Иисусом Христом.