Отвечает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов:
— Всё зависит от того, насколько серьёзен этот грех и в какой степени эта ситуация вас смущает. Для людей, которые пришли в Церковь недавно, это бывает очень важно, они стремятся скрупулёзно вспомнить и назвать все свои грехи. Такому человеку лучше подойти к священнику ещё раз, чтобы причаститься без смущения.
Но когда первый период очищения души проходит, важно понимать главную суть и не допустить формального отношения к исповеди. Покаяние состоит не в том, чтобы вспомнить и перечислить как можно больше своих грехов, а в принципиальном осознании своей вины перед Богом и необходимости Его помощи. При формальном отношении исповедь начинает восприниматься как гарантированное прощение, «пропуск» к причастию. Дескать, если я вспомнил и назвал грехи – значит, Бог меня простил, теперь всё в порядке, я человек достойный.
Но давайте вчитаемся в молитвы перед причащением: святые отнюдь не считали себя достойными. Наоборот, в этих молитвах осознание своей немощи, греховности, бессилия что-либо изменить без помощи Бога. Святые призывали: Господи, я вижу, что недостоин, но я без Тебя не могу и прошу Тебя прийти ко мне. С таким осознанием несовместимо чувство, что я подчистил все мелкие грешки и нахожусь в правильном состоянии. Важно не просто перечислить свои грехи, а искренне ощутить нужду в Источнике Жизни, без которого мы погибаем.