Православная газета

Почему мы поклоняемся Кресту?

Есть молитвы и акафист Кресту Господню. Мы обращаемся к Кресту, просим, славим, словно это Бог, а ведь крест сам по себе – предмет, орудие казни. Нет ли здесь ошибки?

Валентин

Отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев:

— Обращаясь молитвенно к Кресту Господню, мы, конечно, обращаемся к Самому Богу, нашему Спасителю. Крест – один главных символов Иисуса Христа, святой жертвенник, на котором Господь принес самую великую во всей вселенной жертву – пожертвовал Собой  за наши грехи. Крест для нас не «предмет», а образ страданий Сына Божия, так же, как икона – не объект из дерева и красок, а образ, возводящий к первообразу, к Спасителю, Богородице, святым. Важно помнить, что Господь являл Себя людям через материальные объекты. Например, в Ветхом Завете есть рассказ о том, как Бог явился Моисею в виде неопалимой купины – горящего, но не сгорающего тернового куста. И там, где такое происходит, мы должны проявлять к этой материи особое уважение. На это указал Сам Бог, сказав тогда Моисею: «Сними обувь твою, ибо место, на котором ты стоишь, — земля святая». Даже место свято, даже сама земля. Поэтому то, через что Бог являет в мире Своё присутствие, становится объектом почитания. Мы почитаем святые иконы, Крест Господень, паломники едут в Иерусалим, чтобы пройти дорогой, по которой шел Спаситель, поклониться Гробу Господню. Священное Писание свидетельствует, что, если люди прикасаются к святыням благоговейно, то получают Божье благословение. Но есть и другие примеры. Царь вавилонский стал наливать вино в освященные храмовые чаши – и Бог поразил его смертью. То же самое, согласно Священному Писанию, случилось с человеком, который без должного благоговения схватился за Ковчег Завета при его перевозке в Иерусалим. Писание предупреждает: люди, дерзающие небрежно прикасаться к святыням, будут наказаны.

Текст: Крестовский мост «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most