Православная газета

Нарушают ли традицию микрофоны?

Недалеко от нашего дома построили храм, стало очень удобно, но кое-что в нём меня смущает. Например, установили микрофоны даже в алтаре, и теперь все молитвы священников слышны прихожанам. Молодой диакон стоит перед Царскими вратами и читает возгласы Богу не с молитвослова, а с электронного устройства. Не противоречит ли это духу древнего Православия, нашей исконной традиции?

Лидия Сергеевна

Отвечает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов:

— Установка микрофонов, динамиков, использование электронных устройств для чтения молитв, если это делается разумно и тактично, не является нарушением традиции, поскольку никак не затрагивает основ нашей веры.

Можно привести такую аналогию: в течение многих веков единственным источником света на вечерних и ночных богослужениях были свечи, а сегодня практически во всех храмах электрическое освещение. Нельзя сказать, что от этого ничего не изменилось: когда храм освещается только свечами, в нём создаётся особая атмосфера, верующие это понимают. Поэтому в начале прошлого века в прессе активно обсуждали, можно ли в храмах использовать электричество, зажигать лампы. Некоторые священники писали о том, что свечи дают тёплый, природный свет, а лампы — холодный, искусственный, некоторые люди даже видели в электрическом свете что-то демоническое. И тем не менее без электричества обойтись не удалось, потому что при разумном его использовании оно даёт значительно больше возможностей, чем свечи.

То же самое с акустической аппаратурой. Если храм большой, то она помогает донести слова и пение до каждого прихожанина. Если же храм маленький, то никакой нужды в динамиках и микрофонах, конечно, нет. Особенно важно это в храмах со сложной архитектурой, где есть закоулки, куда звук почти не доходит. Динамики могут существенно облегчить труд чтецов и диакона: им не нужно заботиться об особой громкости голоса, а значит, появляется возможность больше внимания уделить чёткой артикуляции, смыслу и содержанию того, что они читают.

Такое же разумное отношение должно быть и к использованию электронных устройств. Нет принципиальной разницы в том, читаете ли вы акафист с помощью обычного молитвослова или пользуетесь при этом гаджетом, — важно, что это один и тот же канонический текст. Традиции необходимо уважать и бережно хранить, но они не означают закостенелость, полную невосприимчивость к любым изобретениям. Эти изобретения служат на благо, если они помогают донести смысл богослужения до присутствующих прихожан.

Текст: Крестовский мост «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most

Вопрос священнику

Отвечает:

клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, богослов протоиерей Олег Стеняев

Все записи