Отвечает протоиерей Максим Козлов:
— Универсального правила здесь не существует, всё зависит от конкретной ситуации. Бывают семьи, в которых, по слову апостола Павла, муж неверующий освящается женой верующей и наоборот (1 Кор. 7, 12, 13). В таких случаях верующий супруг или супруга по благословению священника могут приступать к Таинствам, а неверующему еще предстоит пройти свою часть пути в Церковь. При этом нельзя требовать Венчания, нельзя пытаться принудить к нему. Если же оба супруга верующие, то следует понять причины, которые побуждают одного из них не спешить с Венчанием. Для этого вам с супругом надо посоветоваться с опытным священником. Бывает, что человек уже не молодой, придя в Церковь, стесняется перед своими детьми и внуками. Кому-то стыдно венчаться в зрелом возрасте, кто-то боится, что над ним будут насмехаться старые приятели… Опытный батюшка развеет эти напрасные тревоги и смущения, он деликатно подведёт супругов к тому, чтобы они освятили свой союз через принятие благодати Таинства Брака тем чином, который существует специально для людей, проживших много лет в гражданском союзе. Не допускать невенчанных супругов до Причастия, думаю, можно лишь тогда, когда речь идёт о сознательном выборе: люди отказываются от Венчания, потому что воспринимают свой союз не как прочный и окончательный. Если супруги отговариваются тем, что «Мы еще подумаем, поиспытываем себя…» или «Зачем нам это нужно, нам и так хорошо…», — значит, они очевидным образом погрешают против своей церковности, православной веры и не должны быть допускаемы до Святых Даров.