Отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев:
— Если души спасены Господом и находятся в Его обителях, то, конечно, могут. Лишившись тела, душа человека не становится одинокой. Наоборот, постоянство человеческих отношений усиливается, многие люди после смерти становятся ближе друг к другу. Если в земной жизни нас часто что-то отвлекает, не хватает времени уделить внимание семье, близким, то за гробом этих проблем нет — спасенные души находятся в едином пространстве Божественной любви, свободно общаются, они входят в Церковь и являются её частью. Согласно апостолу Павлу, Церковь есть Тело Христово. «Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. …И вы — тело Христово, а порознь — члены», — сказано в Первом послании к Коринфянам. Церковь имеет две стороны — видимую (ныне живущие православные христиане) и невидимую (люди, скончавшиеся в истинной вере, и ангелы). Видимую, земную Церковь называют странствующей и воинствующей (она находится в пути, в движении и одолевает духовных противников), небесную — торжествующей (она достигла духовного Отечества и празднует победу). Смерть для верующего — это переход из одной части Церкви в другую.
Вообще, окончание земного существования мало что меняет в нашей духовной жизни. Если на земле мы молились Богу в духе и истине, то тем же будем заниматься и после смерти. Если на земле мы смиренно и благоговейно радовались во время богослужений, то такая же непрерывная радость ожидает нас и за гробом. Мы не только не забудем наших близких — живых и умерших, но, наоборот, станем ближе к ним. Пример такого общения в Боге дает нам Евангельский текст о Преображении, когда на Фаворе рядом с просиявшим Христом явились пророки Моисей и Илия, и беседовали с Ним (Лк. 9:30).