Отвечает игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище:
— На мой взгляд, здесь надо полагаться на совесть людей. Есть грань, которую переходить нельзя – для этого принят закон о защите религиозных чувств. И если кто-то пытается использовать имя святого или святой символ для провокации, чтобы каким-нибудь кощунством себя рекламировать, то за это нужно привлекать к ответственности. Но в данном случае я не вижу какого-либо оскорбления. Возможно, организатор фирмы — верующий и почитает святого. Почему же надо ему запрещать? Кроме того, возникает вопрос: как регулировать подобные названия? У кого их владельцы должны спрашивать разрешение на использование имени святого – у православной церкви, у католиков или у старообрядцев? Ведь мученика Иоанна Воина, жившего в 4-м веке, почитают многие.
В целом я бы не советовал стремиться к излишней регламентации. Иногда вижу на прилавке «Сало по-монастырски». Или в меню столовой – «Гуляш по-монастырски». Хотя в православных монастырях мяса вообще не едят. Но меня это не оскорбляет, обладаю достаточным чувством юмора. Просто смешно.
У католической церкви в прошлом были попытки всё поставить под контроль, все сферы жизни, смотрели, на каком боку спит человек. Это чуждо православию. Православие как никакая другая религия уважает человеческую свободу. Свобода – великая ценность, дар свыше. Именно поэтому среди верующих возникает напряжение, когда начинаются разговоры об обязательном присвоении всем каких-то номеров, кодов, чипов и так далее. Это воспринимают болезненно, как попытку встроить всех в какую-то систему и контролировать поведение вне рамок, обозначенных Божьими заповедями.
Мы, православные люди, любим свободу. И никого не оскорбляют, например, иконы Тайной Вечери, которые есть практически в любом кафе в Греции, на Кипре. Кто-то может спросить: заведение, где только едят и пьют, — зачем икона? Но напоминание о Боге, о святых не может быть лишним.