Православная газета

Можно ли на войне стать святым?

Как может быть святым человек, нарушивший заповедь «Не убий»? Среди святых есть князья, воины, полководцы, которые наверняка убивали других людей. Почему Церковь их канонизировала?

Борис

Отвечает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов:

— Нельзя сводить святость к одному лишь монашескому деланию. Православный святой – не толстовец и не Махатма Ганди с учением о непротивлении злу насилием. Мы живём в мире, где порой приходится активно противостоять злу. И человек, который сражается за Отечество, рискует своей жизнью и при этом в бою вынужден убивать врагов, это воин Христов, а не грешник-убийца.

При этом Церковь осуждает любое проявление ненужной жестокости на войне. Бороться с агрессором, защищая родную землю и мирных граждан, – это правое дело, на которое Церковь всегда благословляла воинов. А упиваться собственной жестокостью – тяжкий грех. Иногда на войне бывает трудно провести чёткую границу между вынужденной жестокостью и той, которая возникает от предельного накала эмоций. Поэтому рядом с русскими воинами всегда были священники, перед каждым походом и боем служили молебны и молились не только о победе, но и о том, чтобы не согрешить, о спасении собственной души.

Князья и их дружины воевали с иноземцами, понимая, что это суровая необходимость, и если чувствовали, что согрешили, то каялись в этом. Мы знаем, что святой Александр Невский незадолго до кончины принял иноческую схиму с именем Алексий, а Дмитрий Донской носил на теле власяницу и регулярно ходил на церковные службы.

Конечно, князья, как и другие люди, не были безгрешны. Без греха был только Господь Иисус Христос. Важно понимать, что критерий святости – не примерное поведение на пять с плюсом в течение всей жизни, а следование воле Божией, которое определяет поступки человека. Это касается и участников великих событий, во многом определивших ход русской истории.

Текст: Крестовский мост «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most