Отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев:
— Молимся мы не самим иконам, а перед иконами. Можно молиться и без икон: в поезде, в автобусе, во время прогулки. Иконы призваны концентрировать наше внимание, избавлять ум от помыслов. Они помогают отсечь наши личные представления, не имеющие ничего общего с духовной сферой.
Одна женщина рассказала, что во время молитвы Спасителю каждый раз вспоминает лицо английского актёра, который играл главную роль в фильме Дзеффирелли «Иисус из Назарета». То есть она посмотрела фильм и потом долго не могла избавиться от своих впечатлений. Другая женщина, баптистка, призналась, что представляет Христа «рыженьким». Почему? Оказывается, в юности у неё был знакомый юноша с рыжими волосами.
Так вот икона помогает нам очистить сознание от субъективных, чувственных образов, она – надёжный ориентир, если написана в соответствии с православной традицией. Иконописец, в отличие от живописца, не может вносить в работу свои фантазии, он строго следует канонам – принятым в Церкви правилам.
А каким правилам следовали западные художники? У них была совершенно иная цель: возбудить у зрителей чувства, написать образы, создающие иллюзию живого тела, материальных объектов. Они часто писали с натуры, причём для изображения мадонн Рафаэль, как сообщают историки, нередко приглашал позировать женщин не слишком скромного поведения.
Какая же реальность откроется тому, кто начнёт молиться перед такой картиной? Разумеется, не духовная, а чувственная. Картины Рубенса и Рафаэля — при всём замечательном мастерстве этих художников — не дадут вам ощущения иного, духовного мира. В этих произведениях нет бесстрастия, наоборот, всё пропитано страстями. Можно восхищаться красотой этих произведений, можно анализировать композицию, цвета, художественные приёмы. Но молиться надо перед православными иконами. Это не насыщенные эмоциями образы нашего мира, а иная, бесстрастная реальность, в которой нам открывается духовная тайна, целомудренное и благочестивое умозрение в красках.