Отвечает настоятель храма св. Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин:
— Если грех соделан один раз, то каяться в нём на исповеди несколько раз нельзя. Иначе попирается Таинство Покаяния. Ведь Покаяние – это когда Господь прощает грех искренне кающемуся человеку. То, что этот грех продолжает напоминать о себе, мучить – совершенно естественно. Представьте: человек не следит за своим питанием, и у него начинается болезнь желудка. Он не обращает внимания и доводит до того, что часть желудка приходится удалить. Источника болезни уже нет, но остаётся шрам от операции, приходится всю жизнь соблюдать диету… Все это – напоминания о том, что произошло. Примерно так же происходит и в духовном плане. Искренне покаявшись один раз, мы получаем от Бога прощение. Но Господь не стирает из нашей памяти эти грехи, чтобы мы не впали в них ещё раз, чтобы не думали, что мы белые и пушистые, чтобы со смирением и покаянием проходили свой жизненный путь и никогда не кичились и не превозносились над другими людьми.
— Как быть, если память о прежних грехах смущает душу? Правильно ли — пытаться уйти от неприятных мыслей, забыть?
— Это бесовское искушение. Лукавый борется за душу человека, всячески хочет ему как-то досадить. Поддаваться смущению, унынию ни в коем случае нельзя. Мир в душе восстанавливает Христос, и восстанавливает на исповеди. Но это чувство не имеет ничего общего с самодовольным ощущением, будто я хороший и безгрешный. Такое ощущение – бесовская прелесть. Да, Господь прощает грехи, в которых человек искренне покаялся, очищает от них. Но прощённый должен сознавать, что на него возложена большая ответственность, что Господь по Своей милости даровал ему эту чистоту, и он должен постоянно о ней заботиться — хранить её и приумножать.