Отвечает член Высшего церковного совета Русской Православной Церкви протоиерей Димитрий Смирнов:
— В древнем житии есть рассказ: однажды Господь указал Антонию Великому на кожевника, достигшего особой близости к Богу. Антоний разыскал этого кожевника и стал спрашивать, как ему это удалось. Тот отвечает: «Увы, я самый первый грешник! Все в церковь идут, а мне приходится подмётки прибивать, чтобы кормить семью. Все спасутся, один я погибну!» И вот Господь сказал: «Антоний, он выше тебя». А ведь святой Антоний двадцать лет молился пещере, знал наизусть Священное Писание, по его молитве воскресали мертвые. А кожевник выше, потому что прибивал подмётки и достиг глубочайшего смирения, которого Антоний в то время ещё не достиг. О чём эта притча? О том, что наше спасение рядом, в каждой встрече, в каждом деле, во всех мелочах обычной жизни.
Раз вы человек семейный, то спасать душу надо в семье, с женой, детьми, родственниками, а также на работе, с коллегами, начальством, подчинёнными, — в общем, везде, и со всеми, с кем вы общаетесь. Думать, будто спасаются только монахи, – большая ошибка. Главное для спасения – следовать воле Божьей. Открываешь утром глаза — и первая мысль: какова воля Божия? Ещё полчаса лежать или встать? Встать. Поднялся: слава Богу! Что теперь: сразу хвататься за дела или помолиться? Господи, вразуми! Господь скажет: помолись. Даже в таких мелочах мы можем угождать Богу или угождать себе.
И если мы в своей обыденной жизни будем ко всему относиться внимательно – к мытью посуды, к стоянию в очереди, к уборке квартиры, к тому, чтоб не опаздывать на работу и делать, что положено, — то увидим миллион возможностей для спасения нашей души. Стоишь, например, в очереди, а вокруг жарко, душно, кто-то лезет вперед, препирается, где-то перепалка, кассирша отошла… А ты стой и смиряйся. Вот тебе и подвиг – и не надо терпеть разбойников и бить тысячу поклонов.
Представь, что на твоём месте стоит, допустим, преподобный Сергий Радонежский с авоськой. Как бы он себя вел? Вот и ты старайся так же. Глядишь, пока в очереди ждёшь, получишь колоссальную духовную пользу, которую не заработаешь никакими поклонами и даже вычитыванием кафизм, если они совершаются формально. Спасение – вокруг нас. Сейчас не спасается только духовно слепой человек, потому что многое у нас не налажено, многое устроено словно специально так, чтобы человека раздосадовать. И если мы будем сдерживать раздражение, умерять свое нетерпение, желания, аппетиты, если начнём искать смирения, для нас откроется огромное поле деятельности. Даже если один день в неделю мы сможем прожить как истинные христиане, то достигнем очень многого. А потом к этому дню добавим ещё день, ещё, и так пока не придём в меру совершённого возраста Христова.