Отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев:
— Вряд ли правильно ставить знак равенства между успехом в бизнесе и обладанием материальными богатствами. В псалме святого Давида сказано: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца». Это можно понимать так: не стыдитесь зарабатывать, но не считайте деньги главным, используйте их на благо других.
Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что можно обладать миллионами, но сердце иметь у Бога и спастись, а можно привязаться к деньгам и погибнуть. То есть всё зависит не от величины капитала на банковском счёте, а от нашего отношения к деньгам. Тот, кто обладает различной собственностью, должен понимать, что на самом деле единственный собственник во вселенной — это Господь Бог. Нам на земле ничего не принадлежит. Человек приходит в этот мир нагим и таким же уходит. Это фундаментальная истина: всё принадлежит Богу. Если мы об этом забываем, материальное богатство может стать препятствием для спасения души.
Некоторые люди собирают себе целую коллекцию домов, квартир, автомобилей, будто собираются жить несколько десятков жизней. Такому богатому трудно войти в Царствие Небесное. Святитель Григорий Богослов советовал: «Если не хочешь оставить всё, то отдай большую часть. Если же и того не хочешь, то по крайней мере излишек употребляй благочестиво».
На Западе к материальным благам иное отношение: там существует так называемая теология процветания — учение о том, что подлинная вера помогает человеку обогатиться. Дескать, если я хорошо молюсь, то Бог меня слышит и посылает мне много денег. Сторонники подобной точки зрения есть среди протестантов, католиков, в некоторых сектах.
У православных тоже иногда наблюдается одобрительное отношение к избыточному потреблению. Но из Священного Писания мы знаем, что «корень всех зол есть сребролюбие». Святой апостол Павел писал: «Желающие обогащаться впадают в искушение и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу». Так что материальное богатство для верующего — это прежде всего ответственность, оно требует от человека немалых усилий, чтобы вопреки всем соблазнам соблюдать Божии заповеди.