Отвечает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов:
— Вопреки распространённому мнению Господь Бог не карает, не обрекает на муки и не отправляет насильно души грешников в ад. Такое понимание Бога и Его воли неправильно. Бог всех нас любит и желает только одного — нашего спасения.
Но у каждого человека есть свобода выбора: с кем быть — быть с Богом или с его противником. И когда мы говорим о посмертной участи грешников, надо понимать, что она определяется ими самими в результате их свободного выбора, совершённого в земной жизни. Если человек пришёл к итогу своего существования с душой, в которой кипят гнев, обиды, злость, сластолюбие, эгоизм, то как он может оказаться в раю — в Божьих обителях? Он сам себя поселил в ад, это был его выбор — отказаться от Бога, нарушить Его заповеди, исказить в себе Его образ, принять в свою душу злое, демонское начало. И страдания в геенне — это не пытки, данные в отместку за грехи, а запоздалое мучительное раскаяние, которое уже не сможет переменить участи души.
Только на земле мы имеем возможность покаяться и очиститься от грехов, изменить наши действия, чувства, мысли, обновиться внутренне. Сделать это после смерти нельзя. Святые Отцы учат, что, расставшись с телом, душа человека навсегда остаётся неизменной, потому что он не может совершать какие-либо поступки. Поэтому злая душа навсегда такой и останется.
В III веке богослов Ориген создал теорию о всеобщем прощении: якобы все грешники и даже демоны в конце концов будут спасены Богом. Но Святые Отцы опровергли это лжеучение как противоречащее основам христианства. И действительно, задумаемся: в чём смысл Боговоплощения и крестных страданий Спасителя, если все люди в конечном итоге будут спасены, всех ожидает вечное блаженство? Получается, веди себя как угодно, а Господь так всех любит, что спасёт даже самых закоренелых грешников, помимо той воли, которую они проявляли на земле. Нет, Бог не вмешивается в нашу свободу и не будет менять души тех, кто закоснел в своём зле.