230 километров от Москвы до деревни Шамордино Калужской области я одолела на машине за четыре часа. Сюда, в Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь, можно доехать и так: на электричке с Киевского вокзала до Калуги, а потом на автобусе до деревни Каменка. Дальше по указателю пешком — около 2,5 километра.
Пришёл на послушание — молись
В монастырь приезжают потрудиться. Проживание и питание — бесплатные. Селят в паломнической гостинице: там двухэтажные кровати. Душ — два раза в неделю. Трапезы — в 10.00 и в 17.00. Знакомимся с трудницами. Светлана из Белгорода — мама иеромонаха. Ирина — учитель из Москвы. Пожилая Нина прилетела из Благовещенска. Кого что привело в монастырь? Здесь не принято расспрашивать друг друга, да и некогда: мы или в храме, или на послушании.
На послушания распределяют каждый день после утренней трапезы. Одни шли на поле. Мы в трапезную: чистили картошку, готовили зефир к празднику, перебирали овощи. Перед началом работы — молитвы. Монахини и послушницы, почти не прерываясь, читают Иисусову молитву и Богородичное правило. И нас, трудников, наставляли не болтать о мирских делах, а молиться. И кажется: если бы не молитва, не осилить мне десятого ведра картошки и не справиться с огромными толстолобиками.
Окуджава здесь работал учителем
Когда я собиралась в поездку, то узнала, что Шамординский монастырь называют женским филиалом Оптиной пустыни. Заботами старца Амвросия Оптинского он был основан в 1884 году. Именно в Шамордине явилась старцу Амвросию Божия Мать, сидящая на облаке над сжатым полем. По его благословению была написана икона «Спорительница хлебов».
Монахини рассказали мне, что до революции у монастыря были свой кирпичный завод, мастерские, детский приют, богадельня. После революции он стал трудовой коммуной, а потом колхозом. В годы Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь, в котором не умер ни один раненый. В послевоенные годы в Казанском храме монастыря открыли сельскохозяйственный техникум. В нём работал учителем Булат Окуджава. Монахини вспоминают, как летом 2002 года приезжал Юрий Сенкевич. Он снимал сюжет об Окуджаве. Эти кадры вошли в трилогию «Путешествие в Калужскую область».
В мае 1990 года обитель передали Русской Православной Церкви. Настоятельницей стала монахиня Рижского Свято-Троицкого монастыря Никона Перетягина. Сёстры говорят, что это она привезла тогда ещё новшество для женских монастырей — вместо мужского клобука более удобную староиерусалимскую наметку (головной убор в виде небольшой матерчатой накидки).
Насельницы, приехавшие восстанавливать монастырь, вспоминают, что застали разруху. В Казанском храме валялись тетрадки, стояли поломанные парты. В трапезной — красные плюшевые шторы и огромный портрет Ленина. В сквере монастыря, где в советское время проходили торжественные линейки, я увидела торчащий из травы каменный постамент вождя.
Среди трудниц была Ирина Купченко
Зашла я на монастырское кладбище. Здесь похоронена единственная сестра Льва Толстого Мария, которую он навестил в Шамордине перед своей смертью. Мария была монахиней. Известные люди приезжают и сейчас. Монахини рассказали мне, что среди трудников 10 лет назад была актриса Ирина Купченко. Она готовилась к съёмкам православного телесериала «Земное и небесное». Я познакомилась с добродушным алабаем Солькой, которого подарила монахиням актриса.
Про животных в Шамордине можно написать целую книгу. Всех многочисленных кошек сёстры знают по кличкам. А ещё монахини рассказали о граче Ворчуше, которого они выходили и научили пасхальному приветствию!
В монастыре окунитесь в Живоносный источник, а если хватит сил, побывайте на полунощнице. Монахини говорят, что в это время открыты небеса и на молящегося снисходит особая благодать.