Радостное для всех россиян событие — открытие моста через Керченский пролив — важно и для паломников. Раньше к святыням в Крыму добирались только самолётом или пользуясь паромами. Теперь можно на поезде, а дальше — на автомобиле. Когда закончат строить федеральную трассу «Таврида», 250-километровый путь от Керчи до Севастополя займёт часа три. Но и сейчас нетрудно доехать до древнего города-героя, чьи памятники связаны как с боевой славой, так и с историей становления христианства.
Тернистый путь уникальной святыни
На окраине Севастополя лежат руины древнегреческого города-государства Херсонеса. По культурному и историческому значению это место в первой десятке величайших памятников древности наряду с британским Стоунхенджем, пирамидами Египта и римским Колизеем.
Мне довелось побывать здесь во время больших перемен, когда менялись и руководство музея, и кардинально обстановка вокруг. Что особенно запомнилось? Чертополох. Садовод так тщательно обихаживал кусты этого растения, что даже не обратил внимания на меня, наблюдавшего за его работой. А я ему позавидовал. Что может быть лучше, чем обихаживать святое место?
Судьба Херсонеса терниста, поэтому его историю вряд ли могут символизировать нежные тюльпаны или беззаботные одуванчики. Чертополох и в Шотландии — национальный символ. По этимологическому значению репейник — это «пугающий чертей», что отражает его особую функцию. Наши далёкие, дохристианские предки окуривали этим растением хлев, стремясь охранить скот от болезней.
Сколько молитв и усилий потребовалось, чтобы ситуация в Херсонесе вошла в нужное русло! Глава Российского государства, как помним, заявил, что для России Корсунь (Херсонес) имеет «огромное цивилизационное и сакральное значение, как Храмовая гора в Иерусалиме». Ныне музей-заповедник передали в федеральное ведение. Это означает, что развитие такого крупного и сложного объекта уже не зависит от региональных властей, что музейные программы и археологические исследования теперь надёжно финансируются.
Археологи ищут сокровища
В первую очередь внимание паломников в Херсонесе привлекает Владимирский собор. По церковным преданиям и историческим свидетельствам, крещение великого князя Владимира Святославича состоялось в 988 году именно в его стенах. И именно о нём в «Повести временных лет» упоминает преподобный Нестор Летописец: «…посреди града, где собираются корсунцы на торг».
Херсонес был основан в V веке до нашей эры, а первые христиане появились здесь уже в I веке, через несколько десятилетий после Воскресения Спасителя. Через этот город, по преданию, проходил путь апостола Андрея Первозванного в Скифию, к месту его служения.
Сегодня Херсонес не только замечательный музей-заповедник, но и крупнейший центр археологических работ на побережье Чёрного моря. Культовые постройки здесь тесно соседствуют с руинами античного театра, древними башнями и стенами. Вдалеке, в просветах двухтысячелетней каменной кладки, видны силуэты растущих современных жилых кварталов Севастополя.
Кстати, наиболее ценные из найденных археологами артефактов можно увидеть в питерском Эрмитаже. А в Москве — в Государственном историческом музее и в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Две версии сюжета о колоколе
Неизвестно, сколько точно весит знаменитый херсонесский колокол. Говорят, около 350 пудов — более пяти с половиной тонн! С трудом прочитал на нём надпись: «Сей колокол… вылит… Святого Николая Чудотворца в Таганро… из турецкой артиллерии весом… пудов 1778 года месяца августа… числа».
Истории про этот внушительный благовест ещё только проходят стадию «верю — не верю». Рассказывают, что после Крымской войны 1853-1856 годов союзные войска Англии и Франции вывезли колокол из Севастополя как военный трофей. В 1913 году он был обнаружен висящим в знаменитом соборе Парижской Богоматери. Об этом стало известно французскому вице-консулу в Севастополе Луи Ге, который предложил вернуть колокол на родину, в Крым. Приближалась Первая мировая война, Франция была кровно заинтересована в укреплении союза с Россией, и вскоре «колокол-пленник» прибыл в Севастополь, был поднят на звонницу.
Не все исследователи согласны с этой красивой версией. Прозаики-реалисты считают, что своё место на берегу моря колокол занял в 1925 году, когда новая власть приспособила монастырские здания и собор под сугубо земные нужды. Колокол просто превратили в звуковой маяк. А после Великой Отечественной войны, когда гражданские суда начали массово оснащать радиолокаторами, «маячные обязанности» с херсонесского колокола сняли, и он стал молчаливым экспонатом музея.
Очень вежливые жители
Подумать о разных трактовках исторических событий хорошо на пляжном берегу при входе в музейный комплекс Херсонеса. Кстати, море здесь на редкость чистое. Рядом найдётся и неплохое кафе перекусить. Разговоры в ресторациях с официантами можно услышать такие, словно вы оказались в позапрошлом веке: «А нет ли у вас, любезный, котлет по-киевски?» — «Нет, таковых в меню не значится. Зато могу предложить люля-кебаб по-татарски».
И местные жители, и туристы в Севастополе — люди очень вежливые…