Добрались до Минска из Москвы быстро. Пару часов на самолёте — и мы в белорусской столице. Первое, что удивило: центр города явно переместился. Лет десять назад им считалась административно-деловая площадь. Сейчас это Старый город. И правильно: туристу гораздо приятнее в Троицком предместье с его музеями и домами с черепичными крышами, чем в каменном мешке современных зданий.
На улице Кирилла и Мефодия кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Это главный храм Белорусского экзархата Русской Православной Церкви. Здесь находится чудотворная Минская икона Божией Матери, обретённая жителями города в 1500 году. Ещё одна святыня — нетленные мощи праведной Софии Слуцкой — хранится в боковой нише слева от алтаря. Княгиня София в начале XVII века защищала Православную Церковь от посягательств униатов.
Особенности национальной истории
Чтобы понять местные особенности, надо вспомнить историю. Более 500 лет — с XIII до XVIII века — почти вся территория нынешней Беларуси входила в состав Литовского княжества. В 1569 году оно объединилось с Польшей. Рим пытался обратить всех в свою веру, но не удалось.
Более 80% верующих в республике — православные, но к западу от Минска церквей и костёлов почти поровну. Внешне всё выглядит мирно, более того, дружно. В городе Несвиж я услышал историю о том, как православный батюшка заступился за католического священника во время Великой Отечественной войны. «Не виноват он, лучше меня расстреляйте», — сказал немецким оккупантам русский священник. И расстреляли его. Я спросил у ксёндза, как имя этого заступника. «Не помню», — был ответ.
Окуджава под музыку органа
Когда едешь по ровным белорусским дорогам с обработанными полями по обе стороны, то впечатление о стране создаётся очень хорошее. Тут и там строят новые храмы, часовни, памятники. В Логойске (есть такой древний городок в 30 километрах от Минска) прошлой осенью торжественно открыли статую иконы Божией Матери «Знамение». Её возвели на частные пожертвования прямо на въезде в райцентр. Летом новый объект стоял под покрывалом, и проезжающее мимо областное начальство думало, что на холме будет ещё один памятник жертвам Великой Отечественной войны. А когда покрывало сняли, возражать уже было поздно.
В селе Рубежевичи нас пригласили зайти в католический собор Святого Иосифа. Там для гостей исполнили на органе Баха, а следом песню Окуджавы. Под сводами кружевных арок разносился голос с чуть уловимым акцентом: «А иначе зачем на земле этой вечной живу?..»
Недалеко от костёла небольшая православная церковь Святителя Николая. Я разговорился с одной из прихожанок. Она рассказала, что ксёндзы в последнее время стали очень активными: «Они разными способами стараются привлечь к себе внимание. Устраивают, например, велосипедные поездки для молодёжи. Но люди всё равно понимают, где истинная Церковь».
Минск и его окрестности паломнику из России стоит посетить ещё и для того, чтобы поддержать православных в Беларуси. Есть смысл пообщаться не только с экскурсоводами, но и с прихожанами, с местными жителями. В разговоре люди расскажут то, что не всегда услышишь от политиков.