Недавно из очередной паломнической поездки вместе со своими прихожанами вернулся наш автор — священник Роман Колесников. Он рассказал о своих впечатлениях от встреч со святынями Воронежской и Липецкой епархий.
Чего мы не знали о Петре I
Мне давно хотелось посетить места, связанные со святителем Митрофаном Воронежским и святителем Тихоном Задонским. И вот такое путешествие состоялось. Рано утром мы приехали в Воронеж, где нас уже встречал православный экскурсовод. С ним и отправились в кафедральный собор, освящённый в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был возведён по благословению Патриарха Алексия II на рубеже ХХ-ХХI веков взамен уничтоженного во время Великой Отечественной войны и теперь является одним из самых больших православных храмов в мире.
В соборе покоятся мощи святителя Митрофана Воронежского. В XVIII веке он очень много сделал для процветания вверенной ему епархии: расширил её границы, увеличил количество храмов, основал новые монастыри. Именно в бытность владыки Митрофана епископом Воронежским город стал родиной российского флота. Здесь император Пётр I организовал корабельную верфь, лично принимал участие в строительстве первых кораблей, поэтому часто бывал в Воронеже и много беседовал с владыкой Митрофаном, который оказал существенное влияние на личность правителя.
Мы представляем Петра I как человека с непростым характером, великого полководца, реформатора, западника, но мало знаем о его духовной жизни. А ведь он, оказывается, пел на клиросе, брал благословение у простых священников. Такие факты по-иному раскрывают сущность императора, а нас обязывают всегда быть осторожными в суждениях о людях, не важно, исторические особы это или наши ближние.
Как святитель готовился к своей казни
В своих проповедях святитель Митрофан мог поддержать императора в его начинаниях, но и не боялся возразить ему, даже обличить западнические настроения.
Нам рассказали интересный случай. Однажды Пётр I привёз из очередного вояжа по Европе популярные там скульптуры греческих богов и богинь. Император повелел расставить их во дворце и позвать к нему владыку. Святитель, как только увидел статуи, тотчас же ушёл со словами: «Не подобает христианину находиться среди языческих идолов!» Узнав о таком поступке, император приказал немедленно вернуть владыку Митрофана под угрозой казни. Тогда архиерей отдал распоряжение звонить в колокола во всех храмах Воронежа и стал собираться на всенощное бдение. Когда Пётр I спросил, к какой службе звонят, ему ответили, что епископ Митрофан готовится к смерти и идёт молиться. Тогда император сменил гнев на милость и отменил приказ.
Святому Митрофану часто молятся о том, чтобы у человека не было лукавства и приспособленчества перед властями мира сего. Он не боялся проповедовать слово Христово, не боялся своими поступками свидетельствовать о правде Божией.
У нетленных мощей
Мы посетили несколько монастырей и храмов Воронежа, связанных с деятельностью святителя. Так, в Алексеево-Акатовом монастыре, основанном в 1620 году, находятся мироточивые иконы и его жезл. Есть источник, возле которого святой любил подолгу молиться. Некоторые наши прихожане дерзнули там окунуться, несмотря на мороз.
После Воронежа мы поехали в Задонск, в Рождество-Богородицкий монастырь, основанный в XVII веке двумя схимонахами Сретенского монастыря. Обитель несколько раз перестраивали и расширяли, а после революции 1917 года разграбили, упразднили и открыли там консервный завод. В 1990 году началась новая жизнь монастыря: сейчас здесь несут послушание десятки насельников.
В монастыре почивают мощи святителя Тихона Задонского, остающиеся нетленными на протяжении нескольких веков, так же как и архиерейское облачение владыки, в котором его похоронили. У святителя Тихона были непростая судьба, тяжёлое детство, но Господь благословил его архиерейским саном. Последние годы жизни владыка провёл в Рождество-Богородицком монастыре, много проповедовал, много делал для обители и паствы. Будучи сам весьма образованным человеком, особое внимание он обращал на духовное образование.
Святитель был строг к себе, но снисходителен к другим, наверное, поэтому его так любили простые крестьяне и дети. По болезни оставив епископскую кафедру и уйдя на покой, владыка стал писать духовные произведения. Экскурсовод рассказал нам, что святой любил выезжать в лес и там, созерцая природу, излагал на бумаге свои духовные размышления. Ему был присущ не только живой ум, но и поэтический язык, именно поэтому его труды привлекают современных читателей.