В Израиле святые места расположены так близко друг к другу, что это поначалу ошеломляет. Просыпаюсь в Нетании, еду в Хайфу посмотреть красивейшие сады, а после обеда хожу по Назарету. Родина Христа! Здесь прошло Его детство… Сегодня о тех временах напоминает грот Благовещения в католической базилике. Очень живописна греческая церковь Архангела Гавриила над источником, к которому Богородица приходила за водой.
Ночевать еду в Тверию. Дорога от Назарета занимает полчаса на рейсовом автобусе. Для меня, уроженца Тверской области, в названии «Тверия» слышится что-то родное. Город стоит на берегу Галилейского моря, называемого ныне Тивериадским озером. Теперь это национальное хранилище пресной воды. На набережной, кроме ровной водной глади, по которой ходил Христос, привлекает внимание старинное здание Русского паломнического общества. Сюда и сотню лет назад часто наведывались российские пилигримы.
В прокате напротив гостиницы взял крепкий горный велосипед. Еду вдоль берега. Знаю, что недалеко должен быть Ярденит — место, где из озера вытекает Иордан. Именно сюда направляются паломники со всего света, чтобы омыться в священных водах. Местные рыбаки указывают мне путь. И вот она, та самая библейская река жизни, через тысячи лет несущая свои солоноватые воды по Иорданской долине в Мёртвое море. Сейчас Иордан служит границей между Израилем и Иорданией, зато объединяет христиан всего мира.
Ярденит — место удивительное, райское. Гостей здесь встречают в обширном холле с сувенирами, а проход к реке — через турникет. Одна из продавщиц объясняет мне по-русски: вход бесплатный, но надо взять напрокат или купить специальную рубашку — тунику. Покупаю белую купальную сорочку с рисунком на груди, она ко всему прочему служит пропуском в душевую и в раздевалку. Тех, кто желает просто посмотреть, к месту паломничества допускают и в своей одежде. А как совершить обряд?
— Это можно только в группе, со священником, — объясняют мне. — Надо было с собой батюшку везти.
Вот незадача! Что ж, купаюсь один. В воде, кроме людей, плавают выдры, усатые сомы лениво виляют хвостами, цапли по бережку бродят. А если посидеть на камне, опустив ноги в воду, то щекотно становится от того, что какие-то рыбки кожу щиплют. Чудны места Твои, Господи!
А ещё интересно было понаблюдать, как много разных людей ведут себя в одном месте. Вот совсем чернокожие — видно, из Эфиопии приехали, а вот эти, скорее всего, египетские копты. К священнику с витыми смоляно-чёрными косичками мне как-то неудобно подходить, да и языков африканских не знаю…
Пекущее солнце уже прошло зенит, и я решил возвращаться. Последний раз нырну — и в гостиницу. Вынырнул из глубины — и ушам не верю: рядом громкая русская речь. Идут по бетонным береговым плитам женщины в белых рубашках за мужчиной с окладистой бородой… Наши! Откуда они взялись?
Подплыл я к соотечественникам и выяснил, что группа у них сборная, из разных регионов России, а отец Николай — из Рязани. Вскоре в воде очередь к батюшке выстроилась, пристроился и я.
— И меня, Христа ради, — говорю ему. — Случайно я здесь, турист, приблудился.
Отец Николай положил руку на мою мокрую голову и сказал:
— Ничего случайного в этом мире нет.
А потом только, выныривая из-под воды после окунания, я слышал: «Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».