Пока что эта обитель не попадает в паломнические маршруты. Но лишь потому, что о ней ещё мало знают. А ведь монастырь старинный, своей историей уходящий аж в XVII век. Да вот возрождение его началось сравнительно недавно, лет пятнадцать назад. При этом здесь очень много не просто интересного, а уникального. Например, самая высокая в Подмосковье колокольня. Или Романовская аллея, на которой размещены бюсты всех русских царей династии Романовых. Не говоря уже об удивительных святынях и тайнах.
Кельи были больничными палатами
Нас в Николо-Берлюковскую пустынь совсем не случайно привёз старый друг — полковник милиции в отставке Игорь Негрустуев, ведь это его настоящая малая родина. Пока ехали чуть больше 40 километров от Москвы до Ногинского района, он нам всю свою семейную историю, связанную с монастырём, пересказал.
Здесь, буквально под сенью высоченной колокольни, он и родился. А до того прямо на монастырской территории его родители познакомились. Впрочем, в те времена это был не монастырь, а Берлюковский дом инвалидов Красной армии. Отец проходил лечение после долгих схваток с закарпатскими бандеровцами. А мама жила в здешнем посёлке Берлюки, работала бухгалтером в Доме инвалидов и выступала в художественной самодеятельности. Так на сцене и встретились.
Никакой церковной жизни здесь тогда, конечно, не было. А монастырские руины, точнее их подземелья, привлекали только мальчишек, пытавшихся пробраться в бесконечные карстовые пещеры и подземные ходы, которые, по легендам, могли привести к сокровищам.
Среди таких искателей приключений был и отец нынешнего настоятеля Николо-Берлюковской пустыни игумена Евмения, встретившего нас в обители.
Подземные тайны
— Папа мне рассказывал, что ребят особенно сильно интересовало, как монахами были обустроены пещеры и древний пещерный скит, — говорит отец Евмений. — Они туда метров на сто залезали, но дальше — решётчатые двери, здоровенный замок. Дужка замка — сантиметров десять диаметром, а сам замок — около метра. За дверьми явно находился какой-то зал, но даже когда свечкой попытались светить, ничего не увидели. Сейчас всё завалено.
В жизни самого игумена Евмения чего только не было: от большой науки и космических кораблей до работы сторожем. Но с Берлюковским монастырём его судьба удивительно закольцована с детства. Их семья жила в посёлке Свердловский в 7 километрах от заброшенной тогда обители.
— В ясную погоду нам был хорошо виден крест колокольни над лесом, а когда солнышко садилось, он сиял над всей округой. Когда мне было лет десять, я спросил: «Папа, что там за звёздочка восходит над лесом?» Он объяснил, что это огромный крест «красной меди, весу 38 пудов, вызолоченный через огонь и высотою 12 аршин», и заверил, что непременно мне обитель покажет. Вскоре мы с отцом поехали в монастырь на велосипедах. Осмотрели всё, что смогли, и даже в реке Воре искупались. Вот тогда папа и рассказывал про таинственные подземелья. Естественно, став наместником, я попытался пройти по стопам отца. К тому же перед реставрацией мне нужно было максимально точно установить расположение подземных ходов. Обнаружил там очень плохую гидрологию: лопатой копнёшь — вода заливает. Поэтому было очень много вопросов с гидроизоляцией фундамента. Геолокатором посмотрели: на глубине 4 метра светится точка, где сохранилась часть подземного хода прямиком в монастырь. Но это пока предел наших исследований. Чтобы действовать дальше, нужны средства, а их пока не хватает.
Из космоса — в монастырь
В своей прежней жизни отец Евмений был космическим инженером. Ещё во время учёбы в знаменитой Бауманке (МВТУ) начал работать на столь же знаменитом НПО «Энергия», запускал «Протоны» на Байконуре.
— Я и сегодня дружу с космонавтами, — сказал игумен. — Буквально два дня назад нашу обитель навестил Валерий Иванович Токарев. Он Герой России, дважды побывал в космосе. И до нас добрался.
А у самого отца Евмения путь от космоса в монастырь начался ещё в молодые годы.
— Будучи студентом, — говорит он, — воцерковлялся во Владимирской церкви в Мытищах. Позже там меня постригли в монахи, там и мой духовник был настоятелем, сейчас он митрополит Брянский и Севский Александр.
Первым послушанием монаха Евмения была работа церковным сторожем. Потом начал строить храмы. И наконец взялся за возрождение родной обители. Отправной точкой стал 2002 год, когда его назначили настоятелем николо-берлюковского храма Христа Спасителя.
— Сначала у нас был приход, — рассказывает отец Евмений, — а в декабре 2006 года, когда Синод принял решение о возобновлении монашеской жизни в Николо-Берлюковской пустыни, стал мужской монастырь. Патриарх Алексий II подписал моё назначение настоятелем. К сожалению, сам Святейший у нас так и не побывал: куда было его приглашать, всё же на ладан дышало, разрушено. Только в 2016 году больница покинула историческую территорию Николо-Берлюковской пустыни.
За это время сделать удалось многое. Монастырь ожил, стал не просто действующим, но и удивительно красивым, необычным, привлекательным. А восстановительные работы продолжаются непрерывно. Вот в этом году начинается реставрация очередного храма — надвратной церкви Василия Великого с келейными корпусами, к нему пристроенными.
Чудотворную икону нашли в хлебне
А когда-то Николо-Берлюковский мужской монастырь считался одним из богатейших и обрёл всероссийскую славу.
— Связано это, — поясняет отец Евмений, — с обретением в 1829 году великой святыни Николо-Берлюковской пустыни — чудотворной иконы «Лобзание Иисуса Христа Иудою». После молебна пред ней происходило огромное число исцелений, поэтому паломников у нас собиралось великое множество — со всей России.
— А где же нашли эту икону?
— Да прямо здесь, где мы беседуем. Как раз на месте этой церкви во имя Всех Святых, в настоятельском корпусе раньше стояла хлебня — пекарня, собранная из старого деревянного храмика, который привезли из расположенного неподалёку села Кармолина. Алтарная часть вовсе сгнила, а центральную вместе со всем скарбом перевезли, поставили на месте, где мы сейчас с вами сидим, и сделали в ней пекарню. Произошло это в 1806 году, но только через 23 года нашли здесь чудотворную икону.
Как рассказал игумен, в селе Кудинове, за 15 вёрст от обители, жила тогда солдатка Татьяна Кузнецова, потерявшая зрение после тяжёлой болезни. Однажды ей было видение, в котором говорилось о том, что прозреть ей поможет икона, которую надо найти в монастырской пекарне Николо-Берлюковской пустыни. После некоторых приключений и почти детективных поисков монахи обнаружили в углу среди старых икон совершенно тёмный образ, на котором едва-едва просматривался сюжет «Лобзание Иисуса Христа Иудою».
Когда начали служить молебен перед этой иконой, на глазах изумлённых монахов она стала светлеть, обновляться — так вся чернота и сошла. Татьяна протёрла глаза освящённой водой с того молебна, и в одно мгновение струпы, покрывавшие её сомкнутые ресницы, отпали, веки разошлись, и слепая… прозрела!
Вот после этого здесь и начался небывалый ажиотаж. Икону возили в Москву к митрополиту Филарету, который благословил сделать крестный ход в хлебню и поставить икону на доступном для всех месте в храме. Так она оказалась в Троицком соборе обители, куда к ней приезжали паломники отовсюду и получали исцеление. Поток богомольцев был настолько велик, что в начале ХХ века планировалось проложить трамвайные пути длиной 17 километров от Богородска (нынешний Ногинск) до Берлюковской обители.
«Тетрадь чудотворения» ждёт продолжения
А ровно 100 лет назад, в 1922 году, во время тотального изъятия церковных ценностей большевиками по всей стране якобы «на пользу голодающим» святыню забрали из пустыни. Сохранилась опись изъятого, где отмечен «венец иконы Спасителя с камнями серебряный вызолоченный, вес 1 фунт 95 золотников». Дальнейшая судьба чудотворной иконы до сих пор не известна. Но в обители продолжают надеяться, что икона вновь отыщется и вернётся. Молятся об этом. И ждут её нового чуда.
А на месте утраченного образа пребывает его копия, подаренная игумену незнакомой пожилой женщиной в Мытищах ещё в 1997 году. Он тогда и не знал, как повернётся судьба, а потому с недоумением принял икону с таким редким сюжетом, как «Лобзание Иисуса Христа Иудой». Теперь же это выглядит как чудо. И копия чудотворной иконы тоже пользуется популярностью у посетителей обители. Так что, возможно, придётся ещё продолжить записи, которые вели многие годы монахи в «тетради чудотворения», обнаруженной недавно в архиве.
Во всяком случае, архивариус обители Александр Николаевич Панин уже несколько книг написал: об иконе «Лобзание Иуды…», истории Николо-Берлюковского монастыря. Благодаря ему многие тайны, связанные с монастырём, уже открыты.
«Разбойная» версия ни при чём
Разобрались и с происхождением, и с названием монастыря. Прежде выдвигались разные версии, в том числе о некоем отшельнике Берлюке, и «разбойная» — о раскаявшемся атамане бандитской шайки с таким же именем. Но всё оказалось иначе.
— Здесь был религиозно-политический торговый центр вятичей — Берлино: от слова «берлы» — так назывались вятичские ладьи. Они тут свои берлы строили и ходили на них по Воре и по другим рекам-морям аж до самой Сицилии. Берлино находилось совсем рядом с нашей обителью, как раз между современными деревнями Громково, Дядькино и Авдотьино. Местные купцы торговали с Венецией ещё в то время, когда на месте Московского Кремля пеньки корчевали. Вот от несколько изменённого названия этого городища и возникло второе определение нашей пустыни — Берлюковская.
А совсем скоро, по словам игумена, в монастыре появится ещё одна уникальная достопримечательность — памятник святым Кукше Печерскому и Никону. Заложили памятник в прошлом году, а откроют в этом — 9 сентября, в день памяти святых просветителей, которые проповедовали в этих местах и были убиты в 1113 году на реке Воре.
Украшением обители стали и замечательные голосистые колокола, отлитые мастерами Тутаева.
— Единственный колокол, который мы пока не можем осилить, — шестнадцатитонник, который когда-то на втором ярусе висел и весь его занимал, — сетует отец Евмений. — Огромный колокол, стоит 350 тысяч долларов — сейчас найти такие деньги мы просто не в состоянии. Если кто-то захочет помочь в восстановлении колокола и в других реставрационных работах, будем признательны. У нас есть сайт «Николо-Берлюковская пустынь» berluki.ru. Там указаны реквизиты. Платёж можно сделать и прямо на сайте.
Прощаясь с обителью, мы спустились к источнику святого Николая Чудотворца. Умылись, пригубили, набрали в заранее припасённые бутыли чудесной водицы — для родственников и друзей, с собой. Накопившуюся за день усталость словно рукой сняло — чудеса, да и только! Да здесь к ним не привыкать.
Как добраться до монастыря:
Доехать до пустыни можно и на автобусе: из Москвы от ст. метро «Щёлковская» автобусом 321 до остановки «Д. Авдотьино». Можно доехать и на 320-м автобусе до остановки «Громково» и пройти оставшийся путь пешком. На электричке: от Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее автобус 321 до остановки «Д. Авдотьино».