Поезд прибыл на станцию Петушки около девяти утра. Длинная платформа, хвост которой терялся в дожде, пустая. Вокзал тоже пустой, охранник явно скучал. «Далеко до Успенского храма? — Пешком? Далеко. — Сколько? — Минут пятнадцать».
Протоиерей Берёзкин с речки Берёзки
Свято-Успенская церковь в Петушках, небольшом городке Владимирской области, была построена в 1910 году. Она не закрывалась ни на день за свою историю, а её уникальное внутреннее убранство сохранилось в первозданном виде.
— Раньше странники, добираясь до нашей церкви, большой путь преодолевали, да по бездорожью, — скажет потом мне настоятель протоиерей Сергий Берёзкин.
Сейчас дорога хорошая. Храм, покрытый яркой зелёной крышей, открылся неожиданно. Справа — речка Берёзка, храм отражался в ней. Прежний митрополит, назначая отца Сергия на службу в Петушки, сказал: «Берёзкина отправили на речку Берёзку, всё как положено».
Отец Сергий, кроме прочих обязанностей, ещё и благочинный церковного округа. Он пришёл в этот храм подростком, когда были живы те члены общины, что опекали церковь в советское время.
«Были среди них и монахини из закрытых или разрушенных монастырей, — рассказывает он. — Из разных мест приходили. Сроднившись, образовали здесь крепкую духовную общину. С сильной, глубокой верой были люди».
Именно их вера помогла, убеждён отец Сергий, защитить Успенскую церковь с её неповторимым внутренним убранством от революционно настроенной новой власти. И она оставалась одним из немногих действующих храмов в большой когда-то епархии.
Золото на дубовом иконостасе
Кажущийся небольшим снаружи, внутри храм поражает простором и необычностью декора. Росписи здесь заметно отличаются от большинства православных храмов. На западной стене копии картин «Христос в доме Марфы и Марии» Семирадского и «Христос и грешница» Поленова. Поразителен тончайшей резьбы дубовый иконостас, на общем тёмном фоне которого золотом сияют иконы. Венчает его пламенеющая корона с вознесённым Христом, над ней — три золочёные луковичные главки с крестами, символ Триединства.
Справа и слева от иконостаса бронзовые киоты, в одном из них — икона преподобного Серафима Саровского.
«Писалась она специально к открытию храма, — рассказывает отец Сергий. — Была освящена на его мощах до закрытия Саровской пустыни».
Как утверждают специалисты, архитектурное пространство этого храма, живописное оформление и предметы декоративно-прикладного искусства не имеют аналогов. Считается, что Свято-Успенская церковь построена в характерном для рубежа XIX-XX веков стиле позднего модерна, при этом указывают и на редкое сочетание с псевдорусским стилем.
Благотворители и святитель
Строился трёхчастный Свято-Успенский храм на деньги и по заказу купца Ивана Кузнецова. Жил он со своим большим семейством в Москве у Рогожской заставы, в Переславле-Залесском владел бумагопрядильной фабрикой, а Петушки были родиной предков и местом душевного отдохновения семьи. Над убранством храма работали, в числе прочих умельцев, известные в старой России братья Оловянишниковы, производившие колокола, церковную утварь, парчу. Что касается архитектора, постаравшегося во славу храма, то на сайте епархии есть его имя — Виктор Шерер.
Отец Сергий ведёт меня в ограду к могиле Ивана Кузнецова. По пути показывает оконце над входом, там в комнатке иногда оставался святитель Афанасий (Сахаров), вернувшийся из лагерей, где он провёл около 30 лет. В Петушках епископ, ныне всероссийский святой, нашёл заботу, а потом и упокоение. Недалеко от храма — его домик, ставший музеем.
Как дома
Отец Сергий вместе с другими верующими стремится сделать храм домом для прихожан. Показывает территорию, искусно выложенную брусчаткой, украшенную прекрасными цветами, замечательную детскую площадку. Объясняет:
«Брусчатку мы сами несколько лет назад положили, а детскую площадку нам выстроили — нашлись люди. Летом там старшеклассники с малышами конкурсы проводили».
В просвирочной помощница настоятеля Людмила согревает нам чай.
«А мне в больницу», — говорит отец Сергий. «Поясница, — поясняет Людмила. — Много работы сам делает: копает, деревья высаживает. Ну, как дома».
«Как дома» — это и теплица в церковном огороде, и ярко оформленная автобусная остановка рядом, что выглядит как декорация к сказке, и кошки на диванчике просвирочной.