Летний отпуск многие верующие стремятся использовать для паломничества на Святую землю. Это можно сделать либо присоединившись к одной из групп, формируемых многочисленными паломническими службами, либо напрямую обратившись в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, которая занимается приёмом и размещением гостей. Свои советы будущим паломникам даёт руководитель Русской духовной миссии архимандрит Исидор (Минаев).
Воспринимать надо душой, а не объективом
— Что надо сделать тем, кто отправляется на Святую землю, чтобы поездка была духовно полезной?
— Мне кажется, нужно в первую очередь выкинуть фотоаппарат, причём либо до посадки в самолет, либо сразу по прибытии. Фотоаппараты мало того что не дают людям воспринять всю красоту Святой земли, её архитектуры и ландшафта, они ещё и молиться не дают ни им самим, ни нам — священнослужителям. Сердце обливается кровью, когда я вижу, как на литургии выходит Патриарх Иерусалимский, всех благословляет, а наши паломники, вместо того чтобы поклониться, наставляют на него свои телефоны и фотоаппараты. Фотоаппарат молиться не даёт, а он у каждого второго паломника.
Исповедаться лучше дома
— Исповедь и причастие для паломника на Святой земле имеют какие-то особенности?
— Здесь, на этих великих святынях, разрешается причащаться хоть каждый день. Но очень остро стоит вопрос исповеди. У людей бытует такое мнение, что хорошо бы все свои грехи оставить в Иерусалиме. А ведь их можно «сдать» дома, а в Иерусалим приехать уже очищенными. Это неумеренное желание паломников исповедаться непременно здесь, конечно, усложняет жизнь всем пастырям. Священники, приезжающие с группами, тоже хотят послужить и помолиться, а они не могут, будучи обязаны почти ежедневно исповедовать своих пасомых. Те же хотят непременно исповедоваться перед каждой службой. Священник вынужден вместо богослужения идти исповедовать разом пятьдесят, а то и сто человек.
Когда сопровождающего священника у группы нет, паломники «обрушиваются» на штатных клириков миссии, а их очень мало и у них и без того очень много работы. Многие из них, в том числе мой заместитель и секретарь миссии, одновременно являются водителями и сопровождающими групп. Ясно, что греческие священники этих паломнических нужд тоже удовлетворить не могут, потому что они не знают русского языка и вообще не понимают, как во время службы можно исповедовать.
Я считаю, что паломникам было бы правильнее исповедаться дома, а приехав сюда, причащаться вместе с группой везде, где совершается литургия. Мы знаем, что есть исповедь серьёзная, а есть грехи, прощения которых мы каждый день просим в вечерних молитвах. Церковным уставом оговорено, что подробная, серьёзная исповедь совершается паломником здесь исключительно «страха ради смертного», то есть если человек при смерти. Тогда действительно священнику нужно всё оставить и принять у него исповедь.
Я служил на Балканах, так там священнослужители вообще не понимают, как можно отвлекаться во время всенощной или литургии. У каждого там есть свой духовник: пожалуйста, созвонись с ним, договорись и приходи на исповедь, когда он сможет принять. А если у тебя нет духовника, то это считается уже странным для христианина.
Паломников приезжает всё больше
— Сказался ли кризис на количестве паломников, посещающих Святую землю?
— Произошло заметное увеличение их числа. До 2006 года это было несколько групп в году, а сейчас у нас в месяц их больше десятка и количество постоянно возрастает.
Кризис вообще мало сказывается на церковной жизни людей. Мне рассказывал один украинский священник, что когда на Украине был голод, то люди, сами нуждаясь, часть еды всегда несли попу. Осталось, например, три яичка — два на семью, а одно попу. Почему? Чтобы он умер последним и успел отпеть всех остальных. Это бриллианты меньше покупают в кризис, а молиться люди духовного устроения не перестают. Они считают, что кризис является следствием укоренившихся в обществе грехов — обмана, излишнего потребления. Такие люди, наоборот, усиливают свои молитвенные труды. Паломничество в Иерусалим этому только благоприятствует.