Отправляясь на Русский Север, к известнейшему Кирилло-Белозерскому монастырю, обязательно запланируйте попутный визит в монастырь Святого Ферапонта. Две эти обители, как и судьбы их основателей, тесно связаны друг с другом.
До рукотворного острова плывут на лодке
Привезли нас, экскурсантов, ранним утром, ещё до открытия ворот, и потому было время осмотреть Бородаевское озеро. Стал фотографировать лодку у берега. Оказалось, что это деревянное транспортное средство — возможность паломникам погрести вёслами и самим добраться до каменного острова, сооружённого сосланным сюда патриархом Никоном. Когда-то он свозил на плоту большие камни и складывал их в форме креста. Этот рукотворный остров стал для него любимым местом молитвы. К сожалению, дефицит времени не позволил мне совершить путешествие по воде.
А потом ворота открыли, и мы вошли на территорию обители. Первым делом отправились в храм Рождества Богородицы с уникальными фресками работы Дионисия и его сыновей — Владимира и Феодосия. Общая площадь стенописи — около 600 кв. метров. Подумать только: в конце XV века современник Леонардо да Винчи в русской глубинке осуществлял не менее величественные проекты, чем его итальянский коллега!
Молитвенные образы переданы в очень мягких, светящихся тонах. В сцене Страшного суда на западной стороне храма Дева Мария предстаёт как заступница человечества, а на восточной Она уже в окружении не ангелов и святых, а русских людей, воспевающих Небесную Царицу. Трудно поверить, но все работы «семейного подряда» на монументальную роспись были выполнены за 34 дня. Авторство Дионисия неоспоримо: он подписал свои работы, что в те времена было редкостью.
На холме меж двух озёр
Особенность монастыря — в его изяществе, лёгкости, изысканной красоте. Может быть, сказался характер его основателя — святого подвижника Ферапонта?
Преподобные Кирилл и Ферапонт были одногодками, оба выходцы из московского Симонова монастыря. Вместе пришли на Белоозеро, вместе начали строить обитель, но вскоре Ферапонт почувствовал желание уединиться и с разрешения Кирилла отошёл на 15 вёрст и вырыл землянку. К нему примкнули другие странники.
Так возник ещё один монастырь, со своими особенностями. Если Кирилл считал, что монахи во всём должны стремиться сами обеспечивать себя, то Ферапонт сосредоточился на духовном становлении иноков, был искусен в рациональном ведении хозяйства и умел расположить знатных лиц к щедрой благотворительности.
В итоге Кириллов монастырь стал самым крупным, а Ферапонтов — одним из самых красивых. Он высится на холме между двумя озёрами — Бородаевским и Спасским. Семь архитектурных каменных шедевров — храмы, колокольня, палаты и башни — прекрасно дополняют друг друга. Когда видишь это, на память приходят строки Николая Рубцова, написанные в «безбожном» 1970 году: «В потемневших лучах горизонта /
Я смотрел на окрестности те, / Где узрела душа Ферапонта / Что-то Божье в земной красоте».
Патриарх Никон умел делать мебель
Расцвет монастыря пришёлся на XVI столетие. Сохранившиеся в нынешнем музее жалованные грамоты светских и духовных властей свидетельствуют о большом авторитете обители. Сюда на богомолье приезжали цари Иван Грозный, Василий III, великая княгиня Елена Глинская (мать Грозного). Обитель богатела. В начале XVII века ей принадлежали деревни, в которых трудились сотни крестьянских семей.
Но такой мощной крепостью, как Кирилловский, Ферапонтов монастырь не стал. Именно из-за отсутствия фортификационных укреплений в 1614 году обитель разорили польско-литовские захватчики. После этого на несколько веков она утратила своё величие.
В советские годы её превратили в музей. И сегодня в главном соборе Рождества Богородицы служба совершается редко. Летом верующие приходят молиться в соседний храм Преподобного Мартиниана Белозерского. Здесь в раке покоятся мощи святого — ученика Кирилла и последователя Ферапонта.
Среди других святынь — девять древних антиминсов XV-XVII веков в соборе Рождества Богородицы и житийная икона преподобных Ферапонта и Мартиниана, написанная монахом обители Феодосием. Сохранилось кресло ссыльного патриарха Никона, изготовленное им самим в 1668 году.
В последние годы заговорили о необходимости возвращения монастырю статуса действующего. Искусствоведы высказывали опасения, беспокоились за сохранность фресок, но здравый смысл восторжествовал: молитвы фрескам не помеха. После визита в монастырь Патриарха Кирилла в 2018 году Священный Синод постановил поселить в Ферапонтовом монастыре первых монахов.