Добраться из Москвы до Тутаева, что в Ярославской области, довольно просто и быстро. Четыре-пять часов — хоть на электричке, хоть на автобусе или автомобиле. Лучше всего, конечно, взять паломнический тур, тогда ничего важного не упустишь. Рассказать сегодня хочется о двух храмах Тутаева, расположенных на разных берегах Волги, почти напротив друг друга.
Трёх святых князей заменил один красноармеец
Уже сама топонимика этого места уникальна. Ведь сначала здесь, на противоположных берегах Волги, были два города — Романов, названный в честь святого князя Романа Угличского, и Борисоглебск, в названии которого были увековечены два святых князя — Борис и Глеб. В 1822 году их объединили в один город. Так возникло единственное в мире название, в котором звучали имена сразу трёх святых — Романов-Борисоглебск.
Но в 1918 году всю эту уникальность упразднили и город переименовали в память погибшего здесь красноармейца Ильи Тутаева. Но и теперь часть города на правом берегу Волги называется Борисоглебской стороной, а на левом — Романовской. И там, и там немало красивых старинных храмов. Однако два главных собора возвышаются на разных берегах. Они практически ровесники — появились в самой середине XVII века.
О чём напоминает одинокий столп за оградой
На правом берегу — Воскресенский собор. Из-за своих огромных размеров и оригинальной архитектуры он как бы парит над городом и виден отовсюду, но особенно впечатляюще — с левого берега Волги. Здесь рассказывают, что предыстория собора уходит даже во времена Ивана Грозного, когда на месте нынешнего храма действовала двухэтажная деревянная церковь. А напоминанием об этом является так называемый надпрестольный столп-памятник, увенчанный крестом. Он и сейчас одиноко возвышается с северо-западной стороны собора за его оградой.
Ну, а в самом соборе множество святынь, которые собирались на протяжении столетий. Наиболее почитаемая из них — икона «Всемилостивый Спас», написанная в XV веке, высотой более трёх метров. Впрочем, и другие иконы прекрасны и впечатляющи. Настоящее сокровище собора — его богатейшие росписи XVII века. Всё в хорошем состоянии, поскольку храм не закрывался даже в советское время.
Много ярких исторических страниц и фигур связано с жизнью собора. Тут проповедовал, например, знаменитый старообрядец иерей Лазарь — так называемый расколоучитель. Его преследовали, пытали, даже отрезали язык и в конце концов сожгли.
Сто рублей от Алексея Михайловича
Не уступает Воскресенскому собору по красоте и богатой истории и его визави на левом берегу — Крестовоздвиженский собор, только судьба у него не такая удачная. На тот берег мы переправляемся на небольшом теплоходике «Борис Кустодиев», который курсирует между берегами по расписанию, поскольку моста в Тутаеве нет и не было никогда.
Храм тоже стоит на месте более древнего деревянного, в котором, как здесь рассказывают, молился Иван Грозный. Его полное название — собор Воздвижения Креста Господня «что в валах». Это потому, что расположен он внутри крепостных валов старинного городища, воздвигнутых ещё при основателе города Романова князе Романе Угличском.
Интересная подробность истории собора, которую обязательно сообщают местные экскурсоводы. Когда строительство его уже завершалось, неожиданно закончились средства. И жители тогда ещё города Романова решили обратиться за помощью как бы к однофамильцу — царю Алексею Михайловичу Романову. Он не отказал и добавил недостающие 100 рублей — по тем временам серьёзные деньги.
А сразу после постройки собор очень ярко расписал знаменитый мастер из Костромы Гурий Никитин со своей командой. Особенно интересны росписи южной стены собора, посвящённые евангельским сюжетам. Тут, например, в сцене бичевания Христа палачи изображены не римскими воинами, а русскими парнями в портах и рубахах. Нечто подобное в наше время изобразил Андрей Тарковский в фильме «Андрей Рублёв». Очень необычны и композиции «Чудесный лов рыбы» и «Древо Евсеево», где библейские цари изображены с очень индивидуальными чертами лица — как живые современники.
Внешне белокаменный красавец-храм смотрится нарядно. Однако внутри разруха. Фрески находятся в плачевном состоянии. Им более 300 лет, они ни разу не реставрировались. Хотя вопреки всему роспись на стенах неплохо сохранилась, и пока ещё есть надежда продлить фрескам жизнь. Нет иконостаса, и службы вести невозможно. Местные краеведы вместе с общиной привлекают внимание властей к восстановлению уникального собора и надеются, что руки реставраторов всё-таки коснутся этих стен, и внутреннее убранство храма вновь заиграет яркими красками.