Великий Новгород туристы называют родиной России и отцом городов русских. Наш корреспондент, коренной новгородец, рассказывает о том, как паломнику из Москвы не пропустить здесь самое важное.
Храм Богородицы на бывшем капище
Поезд из Москвы прибывает в Новгород около шести утра. Как раз можно успеть к утренней молитве. Маршрут городского автобуса №7 — специально для туристов. За небольшую плату (вдвое дешевле столичной) он направляется за город, туда, где седой Волхов вытекает из Ильмень-озера. Кстати, у старожилов в ходу шутка для приезжих: на вопрос, куда течёт Волхов, отвечают: «Три года в одну сторону, а четвёртый — в другую. Уникальная река!» Некоторые верят.
Главная остановка для паломников — у Свято-Юрьева монастыря, основанного в 1030 году Ярославом Мудрым. В Георгиевском соборе можно ощутить уникальную акустику, увидеть фрагменты фресок XII века. Не пропустите и недавно отреставрированный Спасский храм, куда в рождественскую ночь 2017 года приезжал помолиться Президент России. С холма у стен обители открывается великолепный вид на Рюриково городище, что на противоположном берегу реки.
Если есть время, очень советую попутно осмотреть местечко Перынский скит. Для этого надо выйти из автобуса на пару остановок раньше. Вы увидите великолепный ансамбль вековых сосен. Зимой отчётливо слышно, как вовсю стучат дятлы, а летом вы найдёте здесь пляж с чистой водой.
Название Перынь — из дохристианской эпохи. После Крещения Руси деревянный идол Перуна, стоявший на этом месте, сокрушили и сбросили в Волхов, а на месте капища возвели храм Рождества Богородицы и скиты для иноков.
Сельская церковь переехала в музей
Основа туристического богатства Великого Новгорода — каменные соборы уникальной архитектуры. Многие сохранились с домонгольских времён, ведь ордынские полчища сюда не дошли.
По соседству с ансамблем Юрьева монастыря расположен крупнейший в России музей деревянного зодчества «Витославлицы». На Троицу и в Рождество на его территории устраивают народные гулянья. В эти праздники можно наглядно познакомиться с обычаями древних новгородцев и убедиться в том, что народные традиции тесно переплетаются с религиозными.
Первым экспонатом музея деревянного зодчества под открытым небом стала церковь Успения Богородицы 1595 года из села Курицко. В середине 1960-х годов её буквально разобрали по брёвнышку и перевезли. Само же название музея идёт от существовавшей на этом месте слободы, о которой сегодня остались лишь исторические свидетельства.
Чудный свет Феофана
Отдельный день визита в Новгород нужно посвятить осмотру местного кремля, или детинца, как его называют горожане, а также ансамбля Ярославова дворища, куда можно пройти по пешеходному мосту, перекинутому через Волхов специально для туристов.
В Софийский собор ходят и как в музей, и как в храм. Постарайтесь примкнуть к экскурсиям с посадником Сбыславом или его коллегой Агафьей. Уж больно интересно экскурсоводы в роскошных барских одеяниях представляют своих персонажей, да и речи ведут по-особенному, с характерным новгородским приговором.
Есть у города и свой великий иконописец — Феофан Грек. Посланник далёкой Византии, он поселился в Новгороде в 1320 году. Его фрески сохранились в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Это на торговой стороне города, на Ярославовом дворище. Роспись была сделана в 1378 году.
Позже Феофан расписывал в Москве Архангельский собор Кремля и церковь Рождества Богородицы на Сенях, но что именно сохранилось там от его работ — это сегодня предмет научных споров. А вот в Новгороде есть абсолютно достоверные произведения иконописца. Подписей под своими фресками он, конечно, не ставил (в те времена указывать авторство вообще не полагалось), но описание его работ имеется в летописи. Фрески Феофана буквально светятся изнутри, так что их обязательно надо посмотреть вживую, а не на мониторе компьютера и не на глянцевой бумаге в альбоме.
О Великом Новгороде можно рассказывать долго. Здесь интересно провести и пару дней, и неделю. Недалеко от города расположены такие известные монастыри, как Хутынский и Вяжищенский. А ещё здесь богатые музеи, прекрасная природа, десятки храмов.
Даже коренные жители признаются, что бывали не во всех храмах города. Многие предпочитают молиться в том, который поближе к дому. В Средние века на каждой улице был свой храм. К тому и возвращаемся.