Многие годы Юрий Васильев был известен ролями в московском Театре сатиры и в кино. А в последнее время он проявил себя и как талантливый кинорежиссёр, сняв полнометражные фильмы «Продавец игрушек» и «Герой». Народный артист России рассказал о своём пути к вере и о духовных поисках.
И тогда решили освятить театр
— Вы когда приняли крещение, Юрий Борисович?
— Меня с юных лет тянуло в храм, но какой-то страх мешал мне переступить этот порог. Переломным оказался 1986 год, когда в душе накопились серьёзные проблемы и потребность в переменах. Тогда в Театре сатиры, где я к тому времени прослужил 10 лет, у меня прошёл вечер «Мне 33» по песне Хулио Иглесиаса. И так странно совпало, что от троих совершенно разных людей я вдруг услышал одинаковые слова о себе: «Этот мальчик себя просто сжигает».
Вот тут как раз актриса Катя Градова и посоветовала мне окреститься. Она же договорилась со священником из Филипповской церкви на Арбате. Когда отец Сергий сказал, что мне надо утром прийти на исповедь, я стал лихорадочно соображать, что же я скажу, у меня ведь столько грехов. Но отец Сергий со мной очень хорошо, душевно поговорил. Убеждён, что путь к Господу во многом зависит от священника. Тут ведь важно не спугнуть людей, тянущихся к вере.
— От крещения до воцерковления иногда проходят годы, а как было у вас?
— В начале 2000-х в театре вдруг один за другим стали трагически уходить из жизни актёры моего поколения: Женя Графкин, Толя Гузенко, Саша Диденко, Боря Кумаритов. И, как я потом узнал, Наталья Николаевна, жена нашего художественного руководителя Александра Анатольевича Ширвиндта, предложила пригласить священника, чтобы освятить театр. К нам приехал отец Вадим Сорокин, настоятель храма Святителя Николая в Мансурове. Помню, как его спрашивали о том, действительно ли актёрская профессия считается греховной. Но он нас успокоил, объяснил, что это наша работа, а талант дан актёрам от Господа.
В то время меня уже перевели в гримёрку, которую раньше занимал Андрей Миронов. Для меня это была большая честь, но я почему-то не очень уютно себя в ней чувствовал. И я попросил отца Вадима освятить её.
А потом он пригласил меня приехать в храм в Мансурове. Это очень красивый храм, в котором всегда возникает неповторимое ощущение благости. И там очень много детей. Уже много лет я езжу в этот храм, а в последнее время практически каждое воскресенье, если позволяет работа. В этом храме я и с женой обвенчался. Отец Вадим стал не просто моим духовным наставником, но и другом.
Как один Сорокин исполнил обещание другого
— Благословения на роли просите?
— Обязательно. Началось с того, что в мюзикле Юрия Шерлинга «Чёрная уздечка для белой кобылицы» я играл Беньомина — это такой Воланд, но пострашнее. Политик Любовь Слиска, побывавшая на премьере, даже спросила меня: «Юра, а вы в церковь ходите?» Тогда я попросил благословения на эту роль у отца Вадима. Он меня успокоил: «Это через тебя предупреждение даётся людям».
— С чудесами приходилось сталкиваться?
— Бывали удивительные пересечения. Когда я начал снимать фильм «Продавец игрушек», то попросил художника-постановщика подыскать полуразрушенный храм. Он показал мне несколько фотографий. Одна из них была сделана в селе Юркине — это на Новой Риге. Храм мне понравился, но я решил поинтересоваться у отца Вадима, кому храм принадлежит, чтобы спросить разрешение на съёмки. В ответ услышал: «Настоятель этого храма — отец Михаил, мой сын». История его назначения удивительна. Когда отцу Михаилу предложили храм в Юркине, то показали документ военного времени, в котором были слова о том, что лейтенант Красной армии Михаил Сорокин обязуется этот храм восстановить. А ведь фамилия отца Михаила тоже Сорокин. И, возглавив приход, он очень многое сделал для восстановления храма. Росписи выполнены замечательным иконописцем Анатолием Лебедевым, установлен крест с уникальной резьбой. На мой взгляд, это один из красивейших храмов, которые я видел.
Дима Билан стал поручиком, а я священником
— В этом году многие вспоминают о событиях столетней давности, вы тоже не остались в стороне?
— Это сложная и глубокая тема. Я ведь своим фильмом «Герой» хотел напомнить всем о наших корнях, о нашей общей трагедии — Гражданской войне. Долго к фильму готовился и прочитал немало исторических исследований. Так вот, в одном из них мне запомнились слова о том, что самое страшное в России — это мы, впадающие то в одну, то в другую крайности. Кстати, потомки белогвардейцев очень хорошо приняли фильм: они сказали, что это честный фильм, который их оправдывает. Удивительно ещё и то, что исполнитель главной роли Дима Билан, можно сказать, генетически попал в образ поручика Андрея Долматова, ведь прадед Димы служил в сотне Николая II и был им приближен.
— В этом фильме вы сыграли священника, так и задумывалось с самого начала?
— Нет. Фильм снимали в Литве, и, когда местные кинематографисты сказали, что у них нет актёра, который смог бы сыграть священника, я позвонил отцу Вадиму, и он сказал: «Ну что же, значит, пришло время тебе сыграть такую роль».
В прошлом году мы с Димой Биланом были на «Днях российского кино» в Лондоне, которые открывались нашим фильмом «Герой» 30 ноября — в день моего рождения. И это тоже было маленькое чудо. Потом я поехал в православную церковь. В день рождения мне обязательно надо быть в храме. И я всегда вспоминаю слова: «неси свой крест и веру». Мне кажется, что Господь любит тех, кто бьётся, борется в этой жизни, а не просто тихонечко отсиживается в сторонке.