Вручение национальной кинопремии «Ника» в этом году состоится в апреле. Но первые и самые почётные лауреаты стали известны заранее. Это режиссёр Вадим Абдрашитов и его многолетний соавтор сценарист Александр Миндадзе, удостоенные награды за выдающийся вклад в отечественный кинематограф. С Вадимом Абдрашитовым мы поговорили о кино и о вере.
Мальчик из реторты
— Поздравляем, Вадим Юсупович! Но это оценка уже сделанных фильмов — последний из них вышел 10 лет назад, а сейчас у вас в работе сразу два новых. О чём они?
— В основе одного фильма — история про музейного работника, про угрозу разорения музея и опасность разрыва истории как таковой. А второй — очень современный сюжет про одного детского врача, у которого заболевает его собственный ребёнок. Но это внешняя канва, а внутри — очень много слоёв, в том числе из разных эпох. Это история про то, что состав крови человека, его нормальная температура и основные инстинкты сегодня такие же, как и сто, и тысячу лет назад.
— В ваших фильмах почти всегда присутствуют мистические мотивы. А вам никогда не хотелось снять фильм на религиозную тему?
— А разве фильм «Плюмбум» не связан с верой? Все мои фильмы так или иначе, думаю, связаны с вопросами веры или её отсутствия — как в «Охоте на лис». Поведение Плюмбума — это поведение мальчика, которого лишили веры. Его воспитали в ретортах советской генной инженерии. Фильм «Слуга» получил первый приз экуменического жюри на Берлинском фестивале. Что было удивительно для нас. Но вот жюри поняло: в этой картине речь идёт о вере, о дьяволе.
Библейские сюжеты — всюду
— У вас были запоминающиеся встречи с людьми церкви?
— Пять лет тому назад был приглашён в Тбилиси на 30-летие интронизации грузинского Патриарха Илии II. И он на меня произвёл фантастическое впечатление, мощнейшее. Я увидел масштаб его авторитета, почувствовал калибр этой выдающейся личности. И это всё сочетается с очень живым умом, с блестящим чувством юмора. Глубокий, творческий человек. Пишет музыку, стихи. Недавно он отмечал 80-летие.
Нас с женой и наших детей крестил отец Иннокентий Павлов. Замечательный батюшка — живой, весёлый и как образован! Помню его очень глубокую рецензию на мою картину «Время танцора». Вот скоро будем крестить внуков.
— Некоторые говорят: зачем крестить ребёнка, пусть подрастёт и сам выберет себе веру.
— Да нельзя быть некрещёным. Старые люди, самые толковые из них, говорят, что некрещёный ребёнок как бы без защиты находится. Я так чувствую, что это правда.
— А у вас есть любимые библейские сюжеты или цитаты?
— Вы помните картину Михаила Ромма «Девять дней одного года»? Диалоги героев Баталова и Смоктуновского — это же почти цитаты из апостолов Петра и Павла. Я даже был в недоумении: каким образом это пропустила советская цензура? Просто не прочли, наверное. Так что библейские сюжеты — они повсюду. И они вечны, просто наполнение их в разные времена и эпохи различается. Почему? Потому что человек-то не меняется. Всё так же его терзают страсти, так же возносит творческий порыв.
В нужный момент появляется солнце
— В вашей жизни были моменты, когда вы явственно ощущали присутствие высшей силы?
— Ну конечно были. Это выражалось, к примеру, в предощущении, в узнавании того, что от тебя находится на расстоянии тысячи километров. Или вот для съёмок позарез нужен сегодня солнечный день, а с утра всё заволокло и снимать невозможно. И в нужный момент мгновенно небо синеет и выглядывает солнце. Это прямо есть в одном из кадров в «Параде планет».
— Сегодня много обсуждается, надо ли преподавать в школе основы православной культуры. Так надо ли?
— Я только за. Если это делать всерьёз и подходить к этому здраво и ответственно, а не ради галочки, то, конечно, такой курс нужен. Мы все так или иначе живём в пространстве христианской культуры. И для того чтобы понимать и чувствовать её, в конце концов, понимать себя и свой фундамент, хотя бы азы знания этой культуры должны быть.
Фото из личного архива