Режиссёр и сценарист Георгий Шенгелия сделал немало популярных фильмов: «Менялы», «Стрелец неприкаянный», «Классик», «Мусорщик», «Не надо печалиться», «Чистая победа»… Но особое значение он придаёт фильму из сериала «Планета Православия», поскольку это этап его духовной биографии.
Я и жив до сих пор благодаря вере
— Георгий Леванович, вы серьёзно занимались восточными единоборствами и буддизмом, а как же появилось в вашей жизни православие?
— Каратэ я начал заниматься в 1973 году, в 13 лет. У меня были хорошие наставники, и под их влиянием я взялся за изучение философии этого боевого искусства, его духовной основы, так называемого кодекса самурая — бусидо. При этом всё больше стал погружаться в буддизм и дзен-буддизм. Православие тогда в нашей стране было под негласным запретом. В храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах мы с ребятами ходили, чтобы потусоваться с иностранцами и пофарцевать. Ещё, правда, и на крестный ход, потому что это было красиво, а главное — запрещено. Запретный плод сладок. А в 16 лет я уже преподавал каратэ взрослым. Но когда вернулся из армии, вдруг стал задаваться вопросом: а почему это я, человек, родившийся и живущий в России, увлекаюсь буддизмом, у нас же есть своя религия?
— И что помогло найти ответ?
— Всё перевернула встреча с актёром Владимиром Ильиным на съёмках моей картины «Менялы». Владимир Адольфович — человек воцерковленный и очень правильный в этом смысле. Мы с ним много говорили, и он как-то исподволь сподвигнул меня к тому, чтобы я раз и навсегда поставил точку в этом вопросе и крестился в Православной Церкви.
— Сколько вам тогда было лет?
— 33 года. Я крестился в храме Всех Святых на Соколе. А в 1995 году перед началом съёмок картины «Ехай!» мы уже вместе с Володей Ильиным молились в моём номере.
— С приходом в православие что-то в вашем мироощущении изменилось?
— Один из главных постулатов кодекса самурая — воин не должен бояться смерти. Однако мне не удавалось избавиться от этого. Но когда я крестился, в какой-то момент вдруг почувствовал, что стал свободен от страха смерти. Во мне появилось что-то очень важное, о чём я просил в молитвах. Думаю, благодаря этому и жив до сих пор.
В глазах монахов видел праздник
— Когда вы снимали один из фильмов документального сериала «Планета Православия», вам довелось побывать на Афоне…
— Уже на въезде возникли проблемы с визой. Наш ведущий актёр Сергей Маховиков даже в сердцах сказал, что останется жить в Греции, пока её не получит. А когда визу дали, то предупредили, что снимать на Афоне запрещено, разве что в исключительных случаях. Поэтому встретили нас подозрительно. Но мы вели себя смиренно: ходили с монахами на ночные службы, прошли все проверки и испытания. И наконец-то нам сказали: приезжайте в следующий раз и снимайте.
— Что же вы почувствовали, оказавшись там?
— Есть вещи, которые сложно понять. Когда ты ступаешь на эту святую землю, волей-неволей тебя тянет упасть и поцеловать её. Вот и я, когда захотел взять благословение у одного из старцев, неожиданно для себя подбежал к нему и упал ему в ноги.
— Какие-то детали особенно удивляли?
— Как-то увидел, что один протоиерей, приехавший откуда-то из глубинки, собирает в мешок гальку морскую. Поинтересовался: зачем? Оказалось, что приезжает сюда ежегодно и каждый раз увозит по мешку камней, чтобы уложить в фундамент своего храма, ведь в них есть часть афонской силы и святости. Я тоже взял несколько камней, часть потом раздарил. А на одном камне до сих пор сплю. Побывал я и в библиотеке мощей — тех, которые иногда привозят к нам и приложиться к которым выстраиваются огромные многочасовые очереди. А там это можно делать ежедневно. Когда я вглядывался в глаза монахов, то видел в них такой праздник, такую радость, такое просветление, что у меня даже появилось ощущение, что я вовсе и не на земле нахожусь.
Потихонечку, молитвочкой
— Берёте благословения перед какими-то начинаниями?
— Всегда прошу благословения на работу. Первый раз попросил в церкви Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве, которая напротив «Мосфильма», на фильм «Ехай!». Всей съёмочной группой службу отстояли. Потом понял, что если бы я этого не сделал, то вообще бы того фильма не было. На фильм «Классик» просил благословения в женском монастыре в Суздале, со мной тогда Гуськов Лёша был. А на фильм «Мусорщик» — в Ярославле. Со своей картиной «Чистая победа» я проехал 37 городов России — от Южно-Сахалинска до Калининграда. В какой бы город ни приезжал, всегда шёл в храм, молился, ставил свечи, оставлял записки и понимал, что всё будет хорошо. Я бы это назвал духовной гигиеной.
— Сейчас идут нападки на христианство. Что вы думаете об этом?
— Борьба зла с добром всегда будет. И если ты понимаешь, что создан для того, чтобы хоть чуть-чуть перевесить чашу добра, то надо это делать, как говорит Володя Ильин, потихонечку, молитвочкой.