Павел Лунгин родился в Москве. В 1971 году окончил отделение структурной и прикладной лингвистики МГУ, затем — режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров. Писал сценарии. В 40 лет дебютировал как режиссер с фильмом «Такси-блюз» с Петром Мамоновым в главной роли. Спустя много лет Мамонов сыграл главную роль в его фильме «Остров». В 2009 году вышел фильм Павла Лунгина «Царь».
«Меня всегда завораживало то, что можно назвать «просыпанием души», — сказал как-то в интервью режиссер Павел Лунгин. И точнее выразиться сложно. Не зря говорят, что фильмы Лунгина как хрустальная призма, сквозь которую виден человек со всеми своими взлетами и падениями. И один из них — «Остров». Фильм о вере, грехе и прощении. Фильм, который, увидев однажды, забыть невозможно.
«Лихие девяностые» помогли найти себя
Свой первый фильм «Такси-блюз» он снял, когда ему исполнилось сорок. Вся история создания этого фильма — серия счастливых стечений обстоятельств. Сценарий попал к известному французскому продюсеру, и тот дал возможность режиссеру сделать все так, как тот хочет. В результате — мировая известность и 15 лет жизни в Париже. Произошло это в начале 90-х. Возможно, именно поэтому Павел Лунгин вспоминает то суровое время с теплотой и благодарностью.
— Сейчас принято топтать перестройку. А у меня от «лихих 90-х» осталось ощущение совершенно нового для меня тогда чувства счастья, когда ты что-то делаешь и у тебя получается. Я ведь никогда не вписывался в ту систему. Это постоянное лицемерие, когда ты все время принимаешь какую-то окраску, чтобы существовать в этом мире, который кажется тебе и неправильным, и несправедливым, и злым, и абсурдным. Я не был диссидентом, просто не подходил системе эстетически. Поэтому у меня там и не могло ничего получиться. В общем, я скорее был обречен там на прозябание какое-то. А когда началась перестройка и в этой стене появились щели, я, как ящерица, просто проскользнул одним из первых. Я написал сценарий под названием «Такси-блюз», и это был мой первый искренний и действительно удачный сценарий. Я начал делать этот фильм, и оказалось, что я умею это делать. Дальше все закрутилось. Я начал снимать фильм за фильмом, пожил во Франции, потом вернулся сюда.
— Вы сейчас в основном живете и работаете в Москве?
— Я уже шесть лет живу и работаю в Москве, если не десять. Но за мной до сих пор волочится этот шлейф французской жизни.
— А над чем вы сейчас работаете?
— У меня есть несколько проектов. Можно сказать, что они поджариваются на разных сковородках и сейчас у меня — момент ожидания. Как продюсер думаю запустить фильм или два с молодыми режиссерами. Но жду и какого-то своего большого проекта. У меня есть мысль сделать современную «Пиковую даму». Но на это нужны деньги и много других составляющих. Пока жду.
Словами можно опошлить любое чувство
— Ваш фильм «Остров» пронизан ощущением, что Бог есть. А вы как-то сказали, что самодовольные христиане так же не примут этот фильм, как и самодовольные атеисты. Вы сами верующий человек?
— Да. И я считаю, что вера необходима. А вот кто как верит — это глубоко личная вещь. Я знаю, что глубокие священники не любят говорить о вере, потому что словами можно захватать, заболтать, опошлить любое чувство. Вот и я не люблю об этом говорить. И не люблю, когда люди много рассуждают об этом вслух. Дело, наверное, в моем восприятии этого мира, где все на продажу. Вчера развелся с женой — сегодня утер слезы и всем об этом рассказал. Сейчас принято говорить вслух о чем угодно: о Боге, о первом аборте, о том, как лечился от алкоголизма, — все, что угодно, лишь бы доказать, что они не роботы и реально существуют. Они готовы на любую, самую жуткую откровенность про себя, лишь бы блеснуть хоть на секунду…
— Вы неоднократно говорили, что ваши фильмы — это попытки показать, как в герое просыпается душа. Вы считаете, что душа может проснуться в любом человеке?
— Это не факт. Я и сам пока не понимаю этого до конца. Ведь душа — это целый комплекс разных чувств. Неожиданного чувства вины, возможности умилиться, умения порадоваться за другого, поделиться, отдать… Меня всегда завораживало это свидетельство существования Божьего: когда дурные, суровые или жестокие люди вдруг обнаруживали в себе этот огонек. Огонек, который невозможно выразить и объяснить словами, другую жизнь, нематериальную — в себе самом.
Фото из личного архива