Недавно у поэта и писателя Олеси Николаевой вышло сразу несколько книг — роман «Кукс из рода Серафимов», повести «Тутси» и «Корфу». Они — о жизни, о вере и о любви. О любви мы с ее автором и поговорили.
— Вы в этой книге и о своей любви рассказываете — красивой, счастливой. А может ли счастливый человек дать рецепт остальным?
— В Священном Писании есть универсальный закон: «Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Если вы хотите, чтобы вас любили, прежде всего — любите сами. Любите, молитесь за другого человека, помогайте, сочувствуйте, сострадайте ему, болейте за него душой… Если этот чело_ век к вам холоден, относитесь к нему, к его душе, как к спящей царевне королевич Елисей, который, преодолевая препятствия и опасности, совершает подвиги, скачет к ней и в конце концов своей любовью преодолевает этот мертвенный сон. Вот в моем случае это так и было. Еще в школьном возрасте я получила таинственное извещение о том, какой молодой человек будет моим мужем. Потом я его повсюду искала. Потом я его нашла, но он полтора года вообще не обращал на меня никакого внимания. Тогда я стала выпрашивать его у Бога, даже давала Небу какие_то обещания… Ну и потом, когда я вышла за него замуж, эти обещания надо было выполнять. Надо было хранить эту любовь в своем сердце, потому что одно дело, когда ты любишь на расстоянии идеальное существо — молодого красавца, а другое дело, когда ты живешь с ним вместе в тесноте, непроходимой бедности.
— Вы знаете примеры из жизни, когда люди принимали за любовь что-то другое и терпели крах? И как не ошибиться?
— Таких примеров сколько угодно. Очень часто за свою любовь принимают некие идеалистические мотивы. Юная девушка со склонностью к метафизике увлеклась премудрыми речами престарелого философа, который показался ей очень возвышенным и утонченным. Вышла за него замуж, и в быту он оказался пошляком, скрягой и занудой. Так что мировая философия оказалась отдельно, а этот начитанный старикан — отдельно. Или другая — полюбила поэта, который все время читал ей прекрасные стихи из русской классики, а при ближайшем рассмотрении оказался алкоголиком, распутником да к тому же еще и довольно бездарным стихотворцем. Можно полюбить, ошибочно предположив в другом свои собственные идеальные стороны, которыми этот предмет воздыхания вовсе не обладает. Вот поэтому и не нужно в нем «искать своего», но найти в другом человеке его собственную уникальность, красоту, свет, его самого, в конце концов.
— Взаимоотношения Ромео и Джульетты, например, и любовь, о которой пишет апостол Павел («любовь долго терпит, любовь милосердствует, любовь не завидует»), это одно и то же чувство? Можно ли христианские принципы любви применять к современным взаимоотношениям молодых людей?
— Отношения Ромео и Джульетты — это влюбленность, любовная страсть. Она могла бы, останься они в живых, перерасти в любовь, но они не успели пройти это испытание и это преображение. В Священном Писании есть примеры такой влюбленности. Например, история Иакова, который, полюбив Рахиль, семь лет работал, как раб, на полях отца ее, чтобы получить ее в жены. Есть там и примеры острой, мучительной и преступной любовной страсти — такое было с царем Давидом, когда он увидел из своего дворца купающуюся Вирсавию — чужую жену. И он завлек ее к себе, соблазнил, а мужа послал на верную смерть. Но после этого Давида и Вирсавию ждали ужасные скорби: смерть первого сына, предательство, восстание бунтовщиков, бегство. И они всё это претерпевали вместе и безо всякого ропота. Но может быть, Ромео и Джульетта, вступи они в юном возрасте в брак, продолжали бы возрастать и сделались бы совершенно разными людьми. Подчас человек, встретившись через много лет с предметом своей былой страсти, испытывает чувство облегчения, что сия чаша его миновала, Господь отвел…