У известного актера, режиссера и президента кинофорума «Золотой Витязь» Николая Бурляева больше 70 киноролей, в том числе в фильмах Андрея Тарковского «Иваново детство» и «Андрей Рублев». Одну же свою роль артист выделяет особо — роль Иешуа Га-Ноцри в фильме Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Этот фильм снят больше 15 лет назад, и только в марте наступающего года его увидит широкий зритель.
— Николай Петрович, вы брали благословение на эту роль?
— Когда худсовет утвердил меня, я в этот же миг отказался по телефону. Я сильно сомневался: имеем ли мы, грешные артисты, право касаться такого материала. Год раздумывал и в итоге дал согласие. И перед тем как улететь на съемки в Иерусалим, я встретился с митрополитом Кириллом и попросил благословения. Он мне ответил: «В Иерусалиме получите». И с этим каким-то тайным предсказанием я и прибыл туда. И вот я попал к Гробу Господню. Это было ночью за сутки до начала работы. Храм был полупустой, только монахи и те, кто участвует в литургии. Я был допущен к Гробу Господню, где провел где-то с полчаса. Потом было причастие, после которого я подошел к архиепископу, рассказал о готовящейся роли и получил благословение. И после этого ушла тень сомнения, то есть не было уже никакой тревоги, что я делаю что-то нехорошее, — был удивительный полет, какого у меня никогда не было и не будет ни в одной роли.
— После «Мастера и Маргариты» у вас совсем немного ролей в кино. Вам хочется играть?
— Нет такого желания, как по молодости лет: и там и сям помелькать, подзаработать. Видно, я вырос из актерских штанишек и понял цену актерскому творчеству. Я задал вопрос одному очень известному народному артисту: «Зачем ты взялся за этот сериал? Зачем ты там играл?» Ответ был такой: «Мне нужно было построить забор». И вот актер оправдывается: «Ну нам же надо жить, у нас трое детей». У меня пятеро детей, мне тоже надо жить. Мне очень трудно живется. И иногда искушение есть, когда предлагают роль, думаю: ну хоть подзаработаю, построю забор, но, подумав, отказываюсь.
— Читала, что на съемках «Андрея Рублева» вы совершенно не разговаривали с Тарковским о вере, о Боге…
— О том, что Бог есть или Бога нет, мы не говорили — это не было принято в то атеистическое время, но я уверен, что Андрей — человек верующий. Я не мог это доказать до тех пор, пока мне не попала в руки одна из его последних дневниковых записей: «Боже! Чувствую приближение Твое. Чувствую руку Твою на затылке моем. Потому что хочу видеть Твой мир, каким Ты его создал, и людей Твоих, какими Ты стараешься сделать их. Люблю Тебя, Господи, и ничего не хочу от Тебя больше. Принимаю все Твое, и только тяжесть злобы моей, грехов моих, темнота низменной души моей не дают мне быть достойным рабом Твоим, Господи! Помоги, Господи, и прости!»
— Вы когда крестились?
— Меня бабушка и мама крестили еще в младенчестве. Они были глубоко верующими. Я же был пионером и не мог в те годы открыто носить крест.
— А когда вы стали воцерковляться?
— После съемок «Андрея Рублева». Мы так глубоко погрузились в православную Русь XV века, в судьбу иконописца Андрея Рублева. Консультантом фильма был выдающийся искусствовед Савелий Ямщиков, с которым мы подружились. Он привез меня в Псково-Печерский монастырь и познакомил с наместником, архимандритом Олимпием, который был иконописцем, участником Великой Отечественной войны. Я был его личным гостем, и он мне предоставил келью, где я жил. Мы очень много обо всем говорили, даже вместе трапезничали. И я тогда не понимал, что это мой первый духовник, а так на самом деле и произошло. Ему я мог доверить все самое тайное, задать ему какие-то самые тайные вопросы, духовные. Начал с трудом подносить персты ко лбу, это было так трудно поначалу — поднять руку и перекреститься, дальше все стало как-то привычнее.
— У вас есть любимые библейские строки?
— Есть. Я много еще по молодости лет читал Библию, карандашом подчеркивал, изучал. «Не мне, не мне, Господи, а имени Твоему дай славу». Эту фразу часто вспоминаешь в своей работе. Есть еще такое замечательное высказывание, которое напрямую относится к нашей актерско-киношной деятельности: «Невозможно не прийти в мир соблазнам, они должны прийти, но горе тому человеку, через кого соблазн приходит».
Фото из личного архива