На днях на Международном фестивале православного кино главная награда — Гран-при — присуждена фильму Николая Досталя «Монах и бес» по сценарию Юрия Арабова. Картина идёт в московских кинотеатрах и привлекает необычной трактовкой борьбы святого со своим искусителем. Беса в фильме сыграл православный артист Георгий Фетисов. Как он решился на это?
В Боровском монастыре дали добро
— Георгий, вам, православному человеку, не страшно было изображать нечистую силу?
— Нет, не страшно, потому что благодаря урокам профессии, полученным в студии Анатолия Васильева, я был защищён от этого персонажа. У меня была с ним дистанция, и она дала свободу от него. Это ведь только для любовных ролей ты должен пережить в жизни страдания и расставания, а чтобы играть, например, убийцу, вовсе не обязательно идти на улицу и набираться опыта… Кроме того, всё-таки мой бес в итоге приходит в монастырь, и я это постоянно держал в голове во время всех съёмок.
— А благословение на такую роль возможно получить?
— Когда Николай Николаевич Досталь утвердил меня, я сразу же поехал в Боровский монастырь к своему духовнику отцу Власию. Рассказал, какая у меня роль будет. Он выслушал и сказал: «Иди с Богом. У тебя всё получится». Он давно знает меня и понимает…
Как вырваться из ада
— Какого беса вы играли? Есть ли у него какая-то своя история — чего он к монаху этому привязался?
— По бесовской иерархии это не самого высокого полёта бес. Его всё время что-то гложет, и монах Иван Семёныч интересует его примерно так: «Чего же там такое в этом его Боге, что я никак не могу его искусить?» С точки зрения догмы, наверное, невозможно, чтобы бес раскаялся, но у этого персонажа есть конфликт: он хочет вырваться из ада и делает это за счёт святого. Очень важно было в начале фильма проявить его злое начало для дальнейшего развития образа и сюжета.
— Что же злого в этом симпатичном бесе, который только и делает у вас, что людей и лечит, и оживляет?
— Так ведь он должен был быть убедительным и попытаться убедить Ивана Семёныча, что это его учение — истина. Сценарий Арабова был весёлый, чёрт без юмора в искусстве вообще редко бывает — и у Гоголя всё, связанное с чертовщиной, смешно. Но в этом персонаже должен был быть хоть какой-то «серьёз», и мы его искали. У нас в жизни так бывает: когда делаем что-то плохое, то понимаем, что надо остановиться и начать всё сначала.
Есть мечта о Бари
— Георгий, а вы сами крестились в сознательном возрасте?
— Да. Но я с детства стал задумываться о том, что такое Бог, и если Он есть, то где Он? Когда мне было семь лет, отец вырезал из журнала страницу с фотографией иконы Георгия Победоносца, наклеил на дощечку и как икону повесил в моей детской комнате. Когда я сидел на диване и смотрел на неё, такой трепет и такая тишина возникали… Я чувствовал присутствие сверхъестественного. Моё детство проходило в 1990-е во Владивостоке, и поскольку я был спортсменом, занимался дзюдо, был многократным чемпионом города, то бывал в разных компаниях. Легко можно было и в бандиты угодить. Мне было 20 лет, и тогда мама отвела меня в храм и окрестила. Мои близкие друзья к тому времени успели посидеть в тюрьме, а я сказал себе: «Этой дорогой не пойду». И поехал в Москву поступать в театральный институт.
— Столичные соблазны дорогу к вере не осложнили?
— Всякое было. Но однажды сосед принёс книжечку о Серафиме Саровском. Рассказывал, как хорошо в Дивееве — он туда часто ездил. И я первый раз поехал к Серафиму Саровскому один: никто из друзей не смог. Был поражён, как отличалось это место от всего, что я до сих пор видел! Было такое ощущение, что земля парит под ногами. Я как-то сразу отключился от Москвы и от всех проблем. Приложился к мощам Серафима Саровского, и так было мне хорошо и спокойно… А когда я приехал обратно, стало полегче и финансово, и морально, у меня появилась подработка, и я смог сам себя полностью содержать. После этого бывал ещё и в Дивееве, и на Афоне. Сейчас у меня двое детей, я постоянно хожу с ними на Валаамское подворье, причащаю их. Есть мечта съездить в Бари к Николаю Чудотворцу.
— У вас есть любимая молитва?
— Очень люблю псалмы, молитву Оптинских старцев на каждый день и пасхальные песнопения.