— Всё чаще в последнее время атаки на Православную Церковь идут из среды, которая сама себя называет креативным классом. Почему?
— Во-первых, надо понять, что это за креативный класс такой: менеджеры, пиарщики, дизайнеры, журналисты, маркетологи, люди свободных и полусвободных профессий. Не знаю, в чём они креативны. Наверное, в том, чтобы потреблять и быть успешными, ничего не создавая. Они ведь ещё против коррупции выступают. И это самое смешное. Абсолютно все они являются детьми этой самой коррупции. И на самом деле питаются от перераспределения ренты. Вот рентная экономика — как раз их питательная среда. И потому все разговоры о том, что недопустима коррупция, что не нужна рентная экономика, — это попытка уничтожить собственные источники питания.
Даже их стиль — креативный стёб — это отражение социального и экономического существа подобных личностей. Это ничто, помноженное на ничто. Пустота.
Они — пустые. В своё время один умный человек говорил, что настоящий актёр должен быть абсолютно пустым — в хорошем смысле. Это недостаточное качество для хорошего актёра, но необходимое. Потому что тогда его можно наполнить чем угодно. И такой разножанровый актёр может играть всё.
Так вот эти люди — они абсолютно пустые. И их можно наполнить чем угодно, а потом вылить без остатка.
— Это как в Библии, когда душа человека, опустошённая и чисто убранная, наполняется множеством бесов?
— Конечно, это классическая бесовщина. С этой точки зрения они антирелигиозны вообще. Их ненависть к Церкви имеет фундаментальный, мировоззренческий характер. Ведь их убеждения, ценности — это чистый постмодернизм, даже постпостмодернизм.
Там не может быть никаких устойчивых смыслов, кроме собственного эгоцентризма. И любая привязанность, причисленность к чему-то — к истории, к нации, к какой-то конкретной культуре, тем более к религии — их просто бесит. Особенно это применительно к Церкви. Это для них идеальный противник. И было бы странно, если бы они его не нашли. Нащупали — и довольно быстро, безошибочно. Естественные объекты атак этой публики — Церковь и Патриарх, потому что предстают носителями абсолютно не-приемлемых для них базовых ценностей и смыслов. И потому перед нами — мракобесие в дикой, зашоренной форме. Ведь что такое их борьба против преподавания православной культуры в школе? Это борьба со знанием. Почему же этих людей раздражает знание? Потому что бесовщина одолевает.
— Иногда такие атаки представляют попытками реформировать Церковь…
— Есть, конечно, и лояльные к православию люди, но совершенно не понимающие систему отношений внутри духовного мира. По этому поводу точно сказал Саша Привалов из «Эксперта»: «Нормальный человек приходит в Церковь, чтобы лучше сделать себя, а наш интеллигент приходит в Церковь, чтобы лучше сделать Церковь». То есть у них органически отсутствует понимание того, что Церковь — это тело Христово, а не учреждение, в котором надо проводить реформы.
Но больше всё-таки тех, кто хочет разрушить. Их раздражают и отношения Церкви с государством, и отношения внутри Церкви, потому что они не соответствуют их интеллигентски-либеральным представлениям. Может быть, они и верят во что-то, но они как минимум не православные. По сути, это псевдорелигия, ничуть не лучше, чем марксизм-ленинизм. А в основе — неукоренённость, антипочвенность, квазиэтика. Они агрессивны, особенно когда сбиваются в группы. Они руководствуются такими клише, которые не обсуждаются. Поэтому и никакого диалога с ними не получится.
Фото из личного архива