В фильмографии Максима Битюкова около 120 картин, в их числе «Солнечный удар», «Тайны госпожи Кирсановой», «От ненависти до любви», «Триггер», «Калашников». Несколько лет назад актёр с семьёй из Новосибирска переехал в Москву, и это стало серьёзным шагом на пути укрепления веры. «Идёшь по Москве — и всюду храмы, везде намоленные места», — говорит Максим.
У искусства и искушения — один корень
— Максим, атаки на Православную Церковь в последнее время увеличились. Как лично вы к этому относитесь?
— Это не новость. Подобные нападки, наоборот, нас должны укреплять в вере. Если бы такого не происходило, это говорило бы о том, что вера у нас ложная. Но, конечно, каждый православный человек должен находить в себе силы, чтобы давать достойный ответ. С другой стороны, один мудрый старец сказал, что, когда подобное происходит, это означает, что нас искушает нечистый. Вот иной раз едешь на машине по дороге, и вдруг кто-то тебя нагло подрезает; сначала закипаешь, а потом думаешь: так это меня нечистый искушает. И сразу как-то проще, с пониманием начинаешь ко всему относиться. Это я к
тому, что надо работать над собой, чтобы стать сильным, достойно выдерживать все невзгоды. Ведь смысл православия в том, чтобы неустанно трудиться над душой, исправлять какие-то свои грехи, самосовершенствоваться. До самой смерти работы хватит: борись и борись.
— Большинство актёров с особым пиететом относятся к театральному искусству. Вы в их числе?
— Мне кажется, что всё это можно сравнить с миражом. Слово «искусство» имеет один корень со словом «искушать». Слава Богу, что я ушёл из театра, поменял свой вектор, скажем так, в сторону семьи, детей, земли. Я абсолютно не творческий в этом плане человек. Театр — это такая организация, которая диктует некие условия и так захватывает тебя, что ты начинаешь немножко быть частью всего этого. А я сейчас свободен. Кино — это место абсолютно временного пребывания, как и отдельные театральные проекты. Один из таких проектов — «Время обнимать» — идёт сейчас в клубе «Петрович». В нём интересно участвовать. Написал пьесу Константин Мацан, он вёл на телеканале «Спас» любопытную и в чём-то парадоксальную передачу «Разговор с атеистом».
— От какой роли вы бы отказались?
— Я бы отказался от съёмок в фильме, где есть оскорбление Церкви, сатира на священнослужителей. Подобные фильмы, видимо, специально создаются для того, чтобы вводить людей в искушение. Это нехорошо. Сказано же: не судите, да не судимы будете. Надо больше говорить о вечных ценностях, о людях, которые, наоборот, возвышают, вдохновляют.
Бабушки заронили зёрнышко веры
— Многие люди, с которыми доводилось беседовать, говорили, что в начале их пути к православной вере стояли бабушки.
— Я не исключение. Одна моя бабушка родом из Пензенской области. Когда её семью раскулачили, ей было всего четыре года. Она запомнила, как их везли в холодных товарных вагонах и потом высадили в голую казахскую степь. Выжить ей помогла молитва. Когда я был маленьким мальчиком, бабушка её мне передала. Другая моя бабушка — крымчанка. Она родилась и выросла на Форосе. Несмотря на то что бабушка была человеком верующим, православным, она пользовалась большим авторитетом у татар, поскольку владела исконным крымско-татарским языком. Как-то на съёмках в Крыму я разговорился с одним татарином, который знал мою бабушку, — он с огромным уважением отзывался о ней и рассказал, что она постоянно ходила в храм. Путь к вере начинается с малого, главное — зёрнышко, которое заронили в детстве, проросло.
— Крестили вас в младенчестве?
— Нет, лет в четырнадцать-пятнадцать. Как-то я постепенно пришёл к этому. Начиналась перестройка, а вместе с ней закончилось богоборчество, уже никто не мог осудить за веру, за посещение храмов. Однажды мы вместе с другими нашими родственниками и знакомыми пошли в храм — приняли Таинство крещения.
Радуюсь за отца Антония
— Супруга разделяет вашу веру?
— Конечно. Она строго соблюдает все православные традиции и приучает к этому детей. Утро и отход ко сну всегда у нас начинается с молитв. Вообще, наше серьёзное приобщение к вере связано с переездом из Новосибирска в Москву. Слава Богу, в Москве и Подмосковье сильны духовные скрепы, открыто большое количество храмов. Сибирь в этом смысле отстаёт. Мне повезло ещё в том, что в Звенигородском храме (мы живём недалеко) иеромонахом служит мой одноклассник. В своё время он поступил аж к Петру Фоменко, но, недоучившись, ушёл в монастырь. Отец Антоний крестил моих детей, я сейчас езжу к нему на исповедь, причастие. Он удивительно светлый человек с необыкновенными сияющими глазами. Смотрю на него и радуюсь, что он выбрал такой путь служения Богу.