Писатель и телеведущий Лион Измайлов — прихожанин московского храма Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных. Крещение он принял в начале 1980-х. Каков был его путь к храму? Об этом наш разговор.
Поэт привёз писателя к священнику
— В годы застоя многие люди занимались духовными поисками. У вас был такой период?
— Я приходил в православные храмы, стоял, слушал, смотрел, пытался что-то понять. Чаще всего заходил в храм Тихвинской иконы Божией Матери, самый близкий от моего дома. Познакомился с поэтом Леонидом Дербенёвым, автором текстов замечательных песен «Всё пройдёт», «Городские цветы» и других. Леонид был старше, с опытом, знал богослужение. Он познакомил меня с отцом Александром Менем.
— Как это произошло?
— Мы с Леонидом поехали в Пушкино. Отец Александр служил священником Сретенской церкви в Новой Деревне. Небольшой храм, очень дорогой для меня. Об этом храме написал Александр Галич: «Когда я вернусь, я пойду в тот единственный дом, где с куполом синим не властно соперничать небо…»
— И вас там крестили?
— Нет, отец Александр крестил у себя дома. Иначе бы ему запретили служить, а может, и посадили бы. Власти сурово наказывали за миссионерство. А он был таким человеком, что, поговорив с ним, хотелось войти в церковь. Причём не только мне, а очень многим. Для крещения я приехал к нему домой в назначенный день, и таких, как я, было там человек двадцать. А на следующий год он уже сам приехал к нам в гости и в нашей московской квартире венчал нас с супругой.
— Он стал вашим духовником?
— Да, до его трагической гибели. Это был уникальный человек, я восхищался им. Никого в жизни не встречал умнее и талантливее. Однажды я спросил отца Александра: не грех ли это — быть юмористом, сатириком, смеяться? Он ответил: «Вы занимаетесь благим делом, ведь юмор помогает людям жить, улучшает настроение». А потом добавил: «Но всё должно быть нравственным — и юмор, и любое искусство».
Как Почаевская икона помогла
— Сегодня на эстраде немало шуток ниже пояса, с довольно специфической лексикой. И это пользуется у публики спросом. Вы как-то реагируете на дух времени, меняете свой творческий стиль?
— Идти в этом направлении категорически не хочу. Есть прекрасный русский язык, которым можно передать такие тончайшие оттенки юмора, каких нет в других языках. Я даже написал фельетон по поводу всякого уродливого сленга и искажения русского языка. Другое дело — быть современным. Для этого нужно писать на современные темы, следить за событиями. Стараюсь соответствовать времени. Но без пошлости, без сквернословия, без агрессивности.
— А в жизни у вас бывали ситуации, когда вы на кого-то срывались?
— Однажды в Ярославле организатор моего выступления куда-то подевался и даже не заехал за мной в гостиницу. Я вызвал такси и поехал сам — нельзя же подводить людей, купивших билеты! Внутри, конечно, кипел: «Вот сейчас увижу этого олуха — и всё ему выскажу!» И вдруг увидел в машине иконку — образ Божией Матери, необычайно ласковый. Позже узнал, что это Почаевская икона. Смотрю на образ и чувствую: на душе стало спокойно. Приехал на концерт, хорошо выступил. Ни с кем не стал скандалить. А Почаевский образ Богородицы до сих пор со мной.
Молюсь о своих крестниках
— У вас есть крестники?
— Четверо! О каждом молюсь, знаю об их успехах и достижениях. Артём, сын режиссёра и продюсера Григория Кропивского. Дмитрий, ему уже 14 лет, поёт в Италии, в Австрии, а в Санкт-Петербурге получил премию на конкурсе. Алина, дочка писателя Леонида Натапова. И ещё моя крестница — Ника, дочь Марины Неёловой, художник. Я привозил к ней, совсем ещё маленькой, отца Александра Меня.
— Какая ваша любимая молитва?
— Одной молитвы для разных ситуаций у меня нет. Ты молишься, просишь помощи, Господь слышит тебя и помогает. И святые помогают, когда ты их просишь. Важно просить о том, что действительно нужно для души. Ведь Бог всегда оставляет нам возможность выбора. И есть только два пути: либо к Богу, либо в противоположную сторону.
— Вы жалеете о чём-нибудь в своей жизни?
— Сделал много ошибок. Но всё это уже в прошлом.