Русской национальной школе балета Илзе Лиепа в этом году исполняется 20 лет. Балерина, народная артистка России рассказала о том, кто помогал ей прийти к православию и почему детей важно учить искусствам.
В творчестве мы уподобляемся Богу
— Илзе, вы росли в элитарной по советским меркам семье, ведь ваш отец — звезда мирового балета Марис Лиепа, но тем не менее вам непросто было найти свой путь…
— Милостью Божией я нашла свою нишу. В общем-то меня по жизни всегда вёл пример отца. Он своей жизнью нам показывал, что очень важно творчество. А ведь это и путь к вере. Не зря говорят, что в творчестве человек уподобляется Богу. Почему так необходимо каждого ребёнка учить искусствам: музыке, живописи, танцу, умению владеть словом? Потому что без всего этого душа человека сухая, ей сложно себя выражать. А у человека есть его эмоциональная сфера, которая обязательно должна найти свой выход в чём-то. Это как зёрнышко, которое нужно полить. Когда ребёнок маленький, это зёрнышко надо оросить, чтобы оттуда появился росток и потом этот росток мог бы расцвести. Мне кажется, это очень важно.
Грустно, когда у ребёнка нет возможности получать благодать
— Кто же вам помог прийти к православию?
— Я крестилась уже во взрослом возрасте и сейчас с огромной скорбью об этом думаю. Это очень, очень грустно, когда у ребёнка нет возможности получать благодать, которую даёт нам вера и которая есть в храме. Но у каждого свой путь. Я искала его в разных местах. Во время моих юношеских поисков смысла жизни я читала всякие книжки — и Блаватскую, и Рамачараку. Какое же счастье, что всё это осталось за бортом после того, как мне в руки попала абсолютно простая книжка о причастии, о Таинстве исповеди. Меня к этому подвёл мой брат Андрис, он поделился со мной своими духовными открытиями. Должна сказать, он всегда был моим духовным руководителем в жизни. Он первый пришёл к православию, хотя в детстве был крещён в лютеранскую веру.
— Какую роль в вашей жизни играет духовный отец?
— Когда ты живёшь жизнью православного человека, то, конечно, огромное счастье, когда у тебя есть духовник. Ну а отношения с духовником — это и есть то прекрасное ощущение, которое, наверное, можно вспомнить только по детству, когда ты ребёнок и родители за тебя решают, что тебе делать, куда ты поедешь летом, что ты наденешь, в конце концов, что ты будешь есть. Но когда мы маленькие, мы не осознаём, не понимаем, какое это счастье — не принимать решений в каких-то особых ситуациях. Духовничество возвращает взрослым людям это счастье.
— Какое из ваших паломничеств оставило наиболее яркие впечатления?
— Знаете, любая такая поездка — а их множество — это такие драгоценности, которые я бережно храню в душе. Сейчас вот вспомнилось, что на заре нашей дружбы с Марией Субботовской (ныне директором Русской национальной школы балета Илзе Лиепа. — Ред.) мы с ней зимой поехали в Оптину пустынь, и, хотя это мужской монастырь, нас там встретили две совершенно чудесные монахини — Варвара и Елизавета. Они жили за монастырём в квартирке русского православного писателя Сергея Александровича Нилуса. И вот это время, которое мы провели с ними в разговорах, то, как они нас принимали, — совершенно бесценно. Это было незабываемое духовное общение.
Грех сквернословия наступает
— Что в современном мире вас больше всего волнует?
— Поскольку мы в детском пространстве работаем, меня очень тревожит проблема образования, проблема культуры. И мы пытаемся в нашей школе балета для наших детей, их родителей что-то важное открыть, чем-то нужным поделиться. И проблемы остро чувствуем. Я много езжу по стране и совершенно потрясена тем, как засорена сегодня речь нецензурными словами. А ведь это же грех. И это меня просто ошеломляет. Что с этим делать? Наверное, нужно подумать об этом на государственном уровне. Ведь стоит с ребёнком оказаться в каком-то демократичном пространстве — в кафе, на пляже, — становится страшно, потому что понимаешь, что везде услышишь брань. При этом где-то на периферии с этим обстоит даже лучше, а в столице — просто кошмар.
— Кто-то считает, что пандемия — это наказание Божие, кто-то — что проявление иных враждебных сил. А что вы об этом думаете?
— Не хочу давать какую-то оценку тому, что происходит. Мне кажется, что тут важны не обстоятельства, а то, как отзывается на это душа. Поэтому пусть каждый себя сам спросит. Пандемия — это, безусловно, испытание, которое мы все проходим по мере своих немощей. Зато можно посмотреть на себя как бы с другой стороны.
Тетрадочка с чудесами
— Что вы делаете в периоды, когда падаете духом?
— Бегу в храм. Священники говорят, что вообще православному человеку хорошо бы завести для подкрепления своего духа тетрадочку, куда записывать все чудеса, которые случаются в его жизни. А чудеса происходят часто и постоянно. Вот надо записывать их и в периоды уныния открывать, вспоминать, что с вами происходило, ведь чудеса нас окружают повсюду.