Епископ Луховицкий, викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального миссионерского отдела владыка Евфимий на днях побывал в ЛНР, где освятил уникальный полковой храм в честь святого князя Владимира в Сватовском районе. Там он побеседовал с корреспондентом «Крестовского моста» Александром Латышевым.
Жатвы всюду много
— Владыка, перед возглавляемым вами Синодальным миссионерским отделом, который полностью обновился в последнее время, поставлены масштабные задачи. Например, в той же Африке, где число последователей православия сейчас активно растёт. Но не стоит ли сконцентрироваться на территориях, где у нас есть исторические и жизненные приоритеты и где сейчас идёт специальная военная операция? Говорят, там не хватает более тысячи священников.
— Кадры нужны абсолютно везде. Это не только проблема возвращённых земель. Это проблема и Москвы, между прочим: в столице серьёзная нехватка пастырей. Ещё Господь сказал: «Жатвы много, а делателей мало». Дефицит кадров — это в каком-то смысле нормальная для Церкви ситуация. Ведь пастырское служение сопряжено со многими лишениями, ограничениями, далеко не все люди способны на это. В этом деле нужно призвание, нужно действительное стремление служить Богу, Церкви искренне, от всего сердца. Конечно, мы стараемся таких молодых людей выявлять, их готовить, направлять в семинарии. Но это довольно сложный процесс, длительный, сопряжённый с соблюдением целого ряда канонических правил, касающихся, в частности, семейной жизни или принятия монашеского пострига. Это сложно, не может быть быстро, но мы заняты этим активно.
Мы — наследники князя Владимира
— После событий 2018 года, появления так называемой Православной церкви Украины, есть ли какое-то понимание, сколько мы последователей там потеряли и по мере возвращения территорий как мы будем их возвращать обратно?
— Конечно, какое-то количество последователей у этой, скажем так, религиозной организации есть. Но всё равно большинство украинцев до сих пор остаются чадами канонической Украинской Православной Церкви, которая, конечно, сейчас находится в очень сложных и стеснённых обстоятельствах, под жесточайшим гнётом нынешнего киевского нацистского режима. УПЦ, безусловно, не свободна сейчас и в своих действиях, и в своих заявлениях, которые делаются под жёстким давлением. Это нужно понимать. И иерархи этой Церкви, по сути, находятся в заложниках у киевского режима. Судьба православия на Украине напрямую будет зависеть от исхода специальной военной операции.
— Можно ли сказать, что в этом состоит одна из задач военной операции на Украине?
— Безусловно, одна из приоритетных целей СВО заключается в том, чтобы восстановить единое духовное и каноническое пространство Русского мира. При этом важно понимать, что наша Церковь никогда не возражала против развития тех или иных форм государственности. В истории возникали разные государства или государственные образования. Какие-то из них оказывались жизнеспособными, какие-то быстро прекращали своё существование. Но для нас принципиально важно всегда было сохранять единое духовное пространство, потому что мы исходим из того, что мы все — наследники единой киевской крещальной купели, все мы наследники святого равноапостольного князя Владимира, который в водах Днепра крестил наших предков.
Иерархи приезжают к воинам
— Первые христианские миссионеры, святые апостолы, отдавали за веру жизнь. Готовы ли современные миссионеры так же рисковать? Почему мы не так часто можем видеть высших клириков, которые посещают зону СВО, благословляют, напутствуют воинов? Как правило, наша Церковь в зоне военных действий представлена батюшками, приезжающими по своей частной инициативе…
— Не соглашусь. Многие архиереи ездят. Помимо собственно главы синодального военного отдела митрополита Ставропольского Кирилла, очень часто посещают зону военных действий, например, епископ Скопинский и Шацкий Питирим, епископ Порфирий — наместник Соловецкого монастыря, некоторые другие иерархи. Но понятно, что простые священники, может быть, ближе к солдатам, к их жизни, к их нуждам. Многие из них ходят и в окопы, и в блиндажи.
Политические взгляды быстро не меняются
— Владыка, по словам одного из наших командиров, в ЛНР некоторые священники Украинской Православной Церкви занимают фактически проукраинскую позицию и настраивают паству против России. Что с этим делать?
— В этом вопросе есть важный канонический аспект. Ведь на этих территориях существуют канонические структуры как раз таки УПЦ, и мы тоже с этим должны считаться. Мы же признаём каноничность этих церковных структур и архиереев, которые их возглавляют. Другое дело, каковы политические взгляды этих людей. Они могут быть разными. Поэтому здесь практикуется подход очень индивидуальный и внимательный. Военные хотят решить всё по-военному быстро и чётко: ставится задача — и она должна быть решена. А мы объясняем, что есть какие-то вещи, которые быстро не решаются, нужно время. Да и у нас скамейка запасных не бесконечна. Опять же между архипастырями и паствой должен быть контакт. И не всегда архиерей, который назначается из России, способен быстро наладить взаимодействие с подведомственным духовенством и с местным населением. Поэтому всё надо делать очень аккуратно.
Нужно бороться за умы и сердца
— Бывают случаи, когда клирики на новых территориях позволяют себе просто презрительно относиться к нашим солдатам и офицерам, гонят их из храмов. Как это терпеть?
— Тогда у меня встречный вопрос: а чего вы ждали? Эти священнослужители — те же бывшие граждане Украины. Это люди, которые точно так же, как и миряне, в течение многих лет находились под влиянием массированной антирусской пропаганды. Или вы ждали, что нас тут встретят хлебом и солью? К сожалению, такие были иллюзии, особенно в первые дни СВО, когда многим казалось, что главное — нам зайти и нас тут будут встречать с распростёртыми объятиями. Ну и что мы увидели? Мы столкнулись с самым жёстким и агрессивным сопротивлением. Мы столкнулись с тем, что против нас ведётся война без правил. К сожалению, гражданам Украины был навязан образ России как врага, как агрессора, как недруга Украины, как государства, которое всю жизнь якобы мешало жить свободно и независимо украинцам и так далее.
— Как же быть в этой ситуации?
— Во-первых, должно пройти время, а во-вторых, с нашей стороны должны быть предприняты соответствующие усилия: мы должны вести не только борьбу на поле боя, но и конечно же бороться за умы и сердца, вести идеологическую работу с населением. А чтобы вести её эффективно, мы должны сначала сами сформулировать концепцию своего бытия, того самого Русского мира, о котором сейчас много говорят. И хотя на Западе нас жёстко критикуют за то, что Россия посмела формулировать альтернативную концепцию своего развития, мы неплохо продвинулись в этом направлении. Но нужно помнить, что мы находимся ещё только в самом начале пути, и важно не останавливаться, продолжать движение.
Поражение для нас немыслимо
— Владыка, вы верите в нашу победу?
— Конечно верю! Без победы России не будет будущего не только у нас, но и у всего мира. Поэтому для нас немыслимо поражение, потому мы и молимся за победу! К счастью, у нас сейчас есть симфония духовной и светской власти. Причём впервые за многие столетия наблюдается такое единомыслие наших национальных лидеров — Президента и Патриарха. А история России показывает, что наибольших успехов в преодолении испытаний и в своём развитии страна добивалась, когда народ объединялся вокруг своих правителей.