У писателя Алексея Варламова в последнее время выходит один бестселлер за другим. Его книги о Михаиле Булгакове, Григории Распутине, Андрее Платонове, о духовном поиске издаются большими тиражами, получают престижные литературные премии. Кроме того, он читает лекции, участвует в телепередачах, работает в президентском совете по культуре. А главное в его жизни и творчестве — православие.
— В вашей повести «Рождение» речь идёт о том, как болезнь ребёнка привела родителей к Богу. Эта история связана с чем-то из вашей жизни?
— Повесть основана на реальной истории рождения моего сына. С ним в роддоме тоже сначала всё было очень плохо, а потом с Божьей помощью болезни вдруг исчезли. Но если история ребёнка описана практически документально, то характеры взрослых в значительной мере вымышлены. Мои герои похожи на людей из евангельской притчи о работниках последнего часа. Они приходят к Богу только в самые трагические моменты своей жизни. К сожалению, это свойство многих современных людей. В обыденной жизни обходятся без Бога, но в критической ситуации поворачиваются к Нему лицом.
— Как вы пришли к вере?
— Я воспитывался в атеистической семье, но стремление к православию пришло от жадного интереса к чему-то отличному от советского, монотонного и одноцветного. Мир церкви, который тогда глухо отрицался, но наперекор всему существовал, вызывал во мне любопытство. И ещё — желание понять, как в эпоху советской глобализации могут существовать островки духовной самостийности. Так получилось, что именно в МГУ, где сейчас преподаю, я попал в среду людей более продвинутых в духовном отношении, чем я. Один из них — это нынешний настоятель храма святой мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов. Другой мой тогдашний однокурсник и по сей день очень хороший друг — профессор Духовной академии в Троице-Сергиевой лавре Алексей Светозарский. Эти два человека очень много сделали в моём духовном образовании. И крестился я в храме Илии Обыденного, куда в студенческое время вместе с Алексеем и Максимом ходил.
— В «ЖЗЛ» у вас вышла книга «Григорий Распутин». Этого человека кто-то считает святым, а кто-то бесом. Какова ваша позиция?
— Он был человеком одарённым и верующим, но не удержался на той высоте, которую занял. Для христианина превыше всего послушание. А у Григория Ефимовича при всех его талантах вот этого и не было, что привело к очень печальному результату не только в его личной судьбе, но и в судьбе страны. Так что канонизировать его я бы уж точно не стал. Но и демонизировать тоже. Он действительно лечил цесаревича Алексия. Многочисленные свидетельства говорят о том, что благодаря его внушению цесаревичу становилось легче. Но это умение помогать больному человеку не связано со святостью, здесь речь о других механизмах. А самое важное для меня в Распутине то, что он не был предателем в пору, когда изменниками, трусами и обманщиками стали очень многие.
— В какую церковь вы сейчас ходите?
— Обычно в храм великомученика Пантелеимона, который находится недалеко от моего дома в районе Покровское-Стрешнево на северо-западе Москвы. Но поскольку много живу за городом, то часто бываю в старинном храме Покрова в селе Алексине. Там есть удивительный обычай. Настоятель, отец Вадим, когда служит молебен с водосвятием, опускает крест в воду, а потом обходит прихожан и каждому капает несколько капель в раскрытые ладони. Людей очень много, и кажется, на всех не хватит, не может столько воды удержаться на кресте. Но всегда всем хватает. Для меня это маленькое чудо, которому я не знаю объяснения.
Фото из личного архива