Год назад мы писали об удивительной истории: сценарист Александрина Вигилянская, дочь известного священника Владимира Вигилянского и поэта Олеси Николаевой, установила прямое родство своей семьи со святым Алексием Гнеушевым (1762-1848). Этого старца знала вся Россия: в село Бортсурманы Симбирской губернии, где он служил, приезжали тысячи людей из разных городов. И вот выяснилось, что праведный Алексий Бортсурманский для Александрины — дедушка с пятью пра-. А недавно случилось новое чудо: она обнаружила в архивах бесценный дневник святого и уникальные документы — свидетельства его святости. Мы попросили её рассказать о находке.
Житие написала помещица
— Александрина, откуда вы вообще узнали о дневнике?
— Из жития, изданного более 100 лет назад. Там было сказано, что старец Алексий вёл дневник и завещал его своим потомкам. Долгие годы эта святыня передавалась из рода в род — от одних священников Вигилянских к другим, но где она оказалась после революции, до последнего времени оставалось загадкой.
— Вы проследили судьбу дневника?
— Да, в начале ХХ века его хранила правнучка святого Мария Люцернова. Вероятно, с ней была в хороших отношениях местная помещица Мария Пазухина, которая имела литературные способности. В 1913 году Пазухина стала автором самого полного и подробного жизнеописания старца, его опубликовали в трёх номерах «Симбирских епархиальных ведомостей». Она же издала брошюру «Иерей Алексий Гнеушев — подвижник веры и благочестия». Там приводилось несколько цитат из его дневника, благодаря им мы знаем о чудесных откровениях, которых старец сподобился в своей жизни.
Счастливая догадка
— Как же удалось найти дневник?
— Меня грела надежда, что он, возможно, лежит где-нибудь в архиве, ожидая своего возвращения. Я искала в Российской государственной библиотеке и, не найдя ничего, заказала уже известную мне книгу служившего в Ульяновске протоиерея Алексия Скалы — сборник жизнеописаний святых Симбирской земли. В ней есть и глава о святом Алексии Бортсурманском. Не знаю, что именно толкнуло меня заказать давно знакомую книгу: по логике вещей перечитывать её заново не имело смысла. Но я это сделала, и, как выяснилось, не зря. Сидя в читальном зале, я неторопливо скользила глазами по знакомому тексту. И вдруг обомлела: в книге была фотография страницы из дневника святого… Современное фото! А значит, дневник всё-таки сохранился! К сожалению, автора — священника Алексия — уже не было в живых, и выяснить, где именно он нашёл драгоценные записи, не представлялось возможным. Но ответ напрашивался сам собой: дневник, скорее всего, хранится в Ульяновском — бывшем Симбирском — архиве.
Канонизации помешало лихолетье
— Фонд №134, опись №8, дело №999 — эти цифры в каталоге архива стали координатами для самого важного открытия на пути моих поисков: мне вручили бесценную папку «О причислении к лику святых и ерея церкви села Бортсурманы Курмышского уезда А.П.Гнеушева». Там были материалы расследования, которое проводила Симбирская духовная консистория в 1913 году.
— Но тогда канонизация старца не состоялась…
— Помешали Первая мировая война, революция, а за ней страшные десятилетия безбожной власти. Казалось, материалы той кропотливой работы канули в Лету: в 2000 году, когда дело о канонизации было возобновлено, тех драгоценных документов так и не нашли. А сейчас я держала в руках эту папку, спрятанную от всех на целое столетие! Среди документов к делу был приобщён и дневник праведного Алексия — не просто свидетельство его жития и чудес, но и святыня всей Православной Церкви.
— И что вы сделали, получив документы?
— Дневник переписала от начала до конца, слово в слово. Законспектировала все материалы дела: свидетельства чудес по молитвам святого, его пророчеств и исцелений, которые никому до сих пор не известны, показания очевидцев, письма самого старца, его потомков и тех, кто имел отношение к его памяти. А также воспоминания его духовной дочери — игуменьи Арзамасского монастыря Марии Ахматовой. Все эти материалы войдут в книгу, которую я готовлю сейчас к изданию. Она будет называться «Помните обо мне. Собрание архивных сведений о святом праведном Алексии Бортсурманском».
Невидимое становится видимым
— Как эти открытия повлияли на вас?
— Моя жизнь кардинально изменилась. Стало очевидно, что надо продолжать заниматься историей моих предков. И сегодня для меня это главное. Я на собственном опыте убедилась, что с человеком, который пытается заглянуть в прошлое, происходят удивительные события. Прошлое отзывается. Ты делаешь один шаг, а тебе навстречу оттуда 100 шагов. Хочешь узнать про одно имя, а тебе 100 имён в ответ. Прошлое с благодарностью, с готовностью возвращается в нашу жизнь. Людям, которые жили до нас, очень важно, чтобы о них помнили. Они радуются, когда о них вспоминают, они приходят и помогают. Начинаешь молиться за них — и невидимое становится видимым.