Клирик Заиконо-спасского мужского монастыря Александр Сон возглавляет деятельность Православного славянокорейского общества. Мы попросили отца Александра рассказать о своём пути к священству и особенностях служения.
Крутая перемена в жизни
Отец Александр родом из Казахстана, в Москве живёт с 1978 года. Окончил институт иностранных языков им. Мориса Тореза с красным дипломом. В начале 90х ушёл в бизнес и на протяжении десяти лет успешно руководил собственной компанией по рекламе и связям с общественностью. Параллельно нёс послушания в Заиконоспасском монастыре — был чтецом, пономарём. Он изменил свою жизнь в 2007м.
Тогда его рукоположили в диаконы, а через 3 года — в священнический сан. Ему было уже 48.
— Я был очень увлечён бизнесом. Человек, когда начинает хорошие деньги зарабатывать, сразу начинает себя так ценить! А мой духовник о. Петр говорил, что мне нужно заниматься корейцами. Сначала я колебался, а потом поду мал: «Вот умру и с чем к Богу приду, со своим пиаром?» Стало ясно — нужно разворачиваться.
Крестился по примеру тренера по карате
— Я был воспитан в обычной советской семье, без вся ких представлений о вере. В студенчестве серьёзно занимался восточными единоборствами. Интеллигентское карате с медитациями, не просто мордобой. И в то же время увлёкся древнерусской архитектурой, иконописью. А однажды мы заметили у нашего тренера нательный крестик. Он сказал, что крещёный. И я вдруг понял, что тоже крещусь. Хотя тогда все повально увлекались Востоком, дзен-буддизмом.
Крестили Александра в Покровском храме в селе Акулово Одинцовского района. Ему повезло, что в приходе было много молодёжи. К настоятелю храма, протоиерею Валериану Кречетову съезжались ребята со всей Москвы. Важный период осознания веры проходил среди верующих сверстников — молодых, энергичных, думающих.
«Коллеги мои…»
— В середине 80х годов я с товарищем попал в Псково-Печерскую обитель. Останавливались у духовных чад отца Иоанна Крестьянкина. В монастыре за батюшкой, можно сказать, бегали. И как-то поймали момент, когда он был один, подошли. Он нас обнял, он любил так обнять, прижать головы к своей груди, словно накрывал своей мантией. И говорит нам ласково: «Коллеги мои». А мы были тогда неофиты, всех в веру жаждали обратить, проповедники… «Ууу, — думаем, — коллеги!» А потом мы вдвоём с товарищем про работали вместе больше 10 лет, вот вам и коллеги. У меня сохранились открытки от отца Иоанна. Поразительно. Кто мы ему были? Ну ездили. А он открытки нам передавал, поздравления: рождественские, пасхальные… Он всех нас помнил и молился о нас.
Кто такой русский кореец?
— Себя ощущаю русским корейцем. То есть телесно — мы корейцы, вот и ноги коротковаты, и борода не растёт. (Смеётся.) А душевно — наполовину корейцы, наполовину русские. По себе могу сказать, что на некоторые вещи я реагирую иногда по-восточному более сдержанно. А к чему-то, наоборот, отношусь более эмоционально. А вот духа мы русского. И приобщаемся к святости, в которой русские люди за всю свою историю достигали небывалых высот. Что даёт православие корейцам, живущим в России? Первое — смысл в жизни, как любому человеку. Жизнь с Богом, даже самая простая, — осмысленна. Как-то православный психолог Ирина Рахимова сказала мне: «Корейцы очень земные люди. Но если они придут к вере, то будут ревностными христианами — перенесут свою основательность на духовную жизнь». Второй важный момент — когда корейцы принимают православие, они себя находят в современной России. Ведь в Церкви нет национальностей — православие усыновляет нас Матери-Церкви, Христу, Пресвятой Богородице, угодникам Божиим. И не важно, какими путями кореец пришёл к православию, — он начинает чувствовать, что Рос сия — его родина. Невозможно жить в России и быть безразличным к её судьбе, не иметь связей с русским народом и с русской культурой. Народ, который живёт в теле другого на рода, но имеет какие-то совершенно свои цели, живёт по своей отдельной программе, — это народ-паразит. Если же ты глубинно укоренён в России, то пускай даже в тебя иногда тычут пальцем и говорят: «По наехали», — тебе это уже не важно.
Будет община — будет свой храм
Отца Александра в его работе с российскими корейцами очень поддерживает священноначалие. Как только сформируется крепкая православная община, будет решаться вопрос с отдельным храмом.
— Богу важен каждый народ со своим уникальным своеобразием — традициями, обычая ми, языком. Хорошо славить Бога не только на церковнославянском, но и на корейском языке. Святейший знает про наши труды, он говорил мне: «Язык учи». Учу. Мне отец говорил: «Тебе гораздо легче будет, у тебя же гены». Я учил и ждал: когда же гены включатся? Пока не дождался. Нужен труд и труд.